|
Алла Иванилова
Введение обязательного медицинского страхования в Казахстане по поручению главы государства отложили на полгода - до 1 января 2018 года
Напомним: первоначально планировалось, что система обязательного медицинского страхования заработает в Казахстане с 1 июля 2017 года. Однако недавно стало известно о переносе этого срока на полгода. Таким образом, взносы и отчисления начнут производиться с 1 июля 2017 года, а право на медицинскую помощь граждане получат с 1 января 2018 года. Такое поручение президента было связано с тем, что для участников системы медстрахования - субъектов здравоохранения - начало медицинского обслуживания с полугодия оказалось “неудобным”, поскольку в течение одного финансового года меняется заказчик медицинских услуг. То есть с 1 января 2017 года медицинские организации заключают контракты на оказание помощи населению с управлениями здравоохранения и комитетом оплаты медуслуг, а в середине года вынуждены менять заказчика на фонд медстрахования. Таким образом, появляются определенные риски, поскольку нет полной гарантии, что фонд закупит тот же объем или у тех же поставщиков медицинских услуг и при смене заказчиков будет оказана своевременная медицинская помощь. Сейчас в министерстве разрабатывается законопроект, в котором будет предусмотрено изменение сроков введения медстрахования. Ни для кого не секрет, что система обязательного медицинского страхования - это возможность снижения нагрузки на бюджет. А здравоохранение, как известно, одна из самых затратных статей расходов государства. Примечательно, что в стране уже был опыт внедрения обязательного медицинского страхования в 1996 году. И поначалу попытка увенчалась успехом. Если бы не кризис 1998 года, из-за чего местные бюджеты не смогли платить за стариков и детей, сейчас бы в стране была эффективная, налаженная система медицинского страхования. Как считают аналитики, тогда чиновники несколько опередили события, поставив телегу впереди лошади. Что касается созданного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), который просуществовал всего три года и пополнялся за счет обязательных взносов работающих казахстанцев (2-3 процента отчислений от заработной платы), то его работу нельзя назвать эффективной. На деле фонд практически не выполнял свою основную функцию, а превратился в механизм для сбора налогов, использовал средства преимущественно для пополнения оборотного капитала, а не на медицинское обслуживание.
Местные бюджеты задолжали созданному институту 27 миллиардов тенге за страхование неработающего населения. В итоге фонд обанкротился, а его сотрудники были уличены в коррупционных действиях. В 2001 году казахстанский суд заочно признал экс-руководителя ФОМСа Талапкера Иманбаева виновным в хищениях средств - 906 миллионов тенге - и приговорил к девяти годам лишения свободы. Причина была не только в мошенничестве с деньгами, но и в экономической ситуации того времени: многие предприятия простаивали, зарплаты не выплачивались. Самозанятые должны были платить самостоятельно, но не платили: по некоторым данным, примерно 25 процентов населения выпало из системы обязательного медицинского страхования. У фонда просто не хватало денег, чтобы выполнить свои обязательства перед медучреждениями. По данным исследования “Системы здравоохранения: время перемен”, в 1996 году ФОМС внес лишь 15 процентов в общие расходы на здравоохранение вместо планируемых 25 процентов, в 1998 году - около 40 процентов, но половину этой суммы доплатило государство. Нынешняя система обязательного медицинского страхования не должна дать сбоя, уверены международные эксперты, которые были привлечены к ее разработке. Учтены все недоработки прошлого и передовой опыт более 50 стран, все риски основательно продуманы. На базе комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития будет создан Фонд социального медстрахования. Это некоммерческое акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого выступит правительство. Система будет внедряться поэтапно с 2017 по 2024 год. За неуплату взносов предусмотрены штрафы. Предполагалось, что все работодатели начиная с 2017 года будут отчислять в этот фонд два процента, три процента - в 2018 году, четыре процента - в 2019 году и с 2020 года - пять процентов. С 2019 года платить процент от своего дохода в фонд начнут и сами работники: в 2019 году - один процент, а в 2020-м - два процента. Таким образом, совокупные выплаты составят семь процентов. Люди, которые работают сами на себя - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, также будут оплачивать два процента в 2017 году, три процента - в 2018 году, пять процентов - в 2019 году и с 2020 года - семь процентов от своего ежемесячного дохода. Единственная категория, кто освобождается от взносов, - неработающие граждане, социально незащищенные слои населения, а также военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов. За них будет платить государство: четыре процента от среднемесячной заработной платы в 2017 году, пять процентов - с 2018 года, шесть процентов - в 2023 году и с 2024 года - семь процентов. Власти планируют за полгода собрать в Фонде обязательного медицинского страхования около 375 миллиардов тенге, а к 2021 году - один триллион 150 миллиардов тенге. Что касается медицинских услуг, то они будут поделены на два пакета. Без наличия медстраховки, за счет государства, можно будет получить только экстренную скорую медицинскую помощь, профилактические прививки, а также рассчитывать на лечение социально значимых болезней, таких как туберкулез, психиатрия и другие. Остальные медуслуги войдут в пакет обязательного социального медицинского страхования. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, специализированная помощь - консультация узких специалистов, диагностические услуги, стационарное лечение, высокотехнологичные услуги, а также реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, дополнительное лекарственное обеспечение. В случае отсутствия страховки пациент будет оплачивать данные услуги. При этом объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в фонд. Тот, кто отчисляет пять тысяч тенге, и тот, кто 25 тысяч, при поступлении в больницу будут иметь одинаковый пакет услуг. Многие считают, что такой подход несправедливый. Но если “отпустить” богатых в частные страховые компании, у государства не хватит денег на бедных. Те пять процентов, отчисляемых работодателями от зарплаты низкооплачиваемого работника, не покроют необходимого обслуживания, в отличие от взноса высокооплачиваемого сотрудника. При этом снять деньги человек не сможет. Между тем, по мнению представителей клиник и многих экспертов, внедрять систему обязательного медицинского страхования пока рано. При этом они полагают, что более подходящий срок - 2020 год. Аргументы для опасений есть - население не подготовлено к таким реформам, да и уровень подготовки казахстанских врачей оставляет желать лучшего. Существует вероятность, что медицинские страховые компании окажутся на грани банкротства, поскольку теряется смысл в добровольном медицинском страховании. Однако у чиновников есть свои аргументы на все опасения. Так, внедрение обязательного социального медицинского страхования, по их мнению, позволит, наоборот, повысить качество и доступность медицинских услуг, учитывая, что предоставлять медпомощь будут как государственные, так и частные клиники. Кроме того, создание фонда будет способствовать снижению уровня неформальных платежей. Также обязательное страхование будет содержать минимальный пакет медицинских услуг, остальное будет покрываться добровольным страхованием. Поэтому ни о каком банкротстве страховых компаний говорить, мол, не приходится. В целом слова и действия чиновников напоминают ситуацию - сначала внедрим, а там посмотрим. Однако учитывая, что это уже вторая попытка, третьего шанса, возможно, уже не представится.
Астана |