Алла Иванилова В будущем в Казахстане могут отказаться от повсеместной флюорографии для определения туберкулеза. Вместо этого палочку Коха будут выявлять по анализу крови
Как известно, туберкулез легче предупредить, чем лечить. Тем более что на лечение одного больного с наиболее тяжелой формой в среднем выделяется 1,9 миллиона тенге в год. В эти расходы включаются: стоимость лекарственных средств, содержание койки, коммунальные услуги, питание, заработная плата работников и т.д. Сейчас в республике действует советский подход - обязательное ежегодное обследование с флюорографией. Недавно руководитель столичного управления здравоохранения Эрик Байжуносов в ходе встречи первого заместителя премьер-министра Казахстана Дариги Назарбаевой с медицинской общественностью Астаны сообщил, что казахстанские врачи в скором будущем могут отказаться от привычной всем флюорографии. “Мы долго искали, как определять через кровь, и вот сейчас с корейцами подписали договор, они привезли оборудование, поставили, мы сейчас в двух поликлиниках в пилотном режиме проводим исследования. Если это приживется, то, наверное, мы анализ по крови будем проводить”, - сказал Байжуносов. Он также уточнил, что анализ на туберкулез через кровь, во-первых, дает возможность определить, точно есть или нет у человека данное заболевание, а во-вторых, сразу позволит определить чувствительность к антибиотику, которым можно его вылечить. Многие обрадовались этой новости, ведь рентген - это облучение всего организма. Другие тут же подсчитали, сколько сэкономит бюджет на закупе аппаратуры (при этом ее производители только проиграют), на штате рентгенологов, на пленке. Если раньше туберкулез считали болезнью только бедных или малообеспеченных людей, то в настоящее время это утверждение утратило свою силу. Палочка Коха не различает социального статуса, и случаи заболевания встречаются среди всех групп населения. В частности, в городе Астане показатель заболеваемости в два раза выше, чем в среднем по стране, а ведь доходы астанчан намного выше, чем у жителей в сельской глубинке. По статистике, одна треть населения земного шара инфицирована туберкулезом, из них имеют шанс заболеть в течение своей жизни от 5 до 10 процентов, поэтому все государства принимают меры, чтобы не допустить роста заболеваемости и смертности от этой болезни. Однако туберкулез опасен и тем, что в результате перерывов при лечении формируются новые, устойчивые или невосприимчивые к сильным лекарствам его формы. В свое время депутаты предлагали лечить туберкулез кумысотерапией. Подобный опыт есть в Германии и России. Однако эта инициатива чиновникам показалась “затратной”, поскольку целебный напиток стоит недешево.
Недавняя проверка противотуберкулезного диспансера Карагандинской области выявила вопиющие нарушения. Прокуроры не досчитались 27 больных. Причем двое с открытой формой туберкулеза вполне могли гулять по улицам Караганды. Они покинули отделение самовольно, их никто не искал и не пытался вернуть. При этом территория карагандинского туберкулезного диспансера напоминала свалку. Внутри и за оградой валялись использованные шприцы, иглы и маски, которые могут стать источником заражения. А новые маски для врачей и пациентов хранились в шкафчиках вместе с вещами самих больных. Работники пищеблока не проходили ежедневный медицинский осмотр. Плюс ко всему бюджетные деньги расходовались не по назначению.
Астана |