|
Алла Иванилова Очереди в поликлиниках Казахстана - бич сегодняшней медицины. Эту проблему чиновники намерены решать поэтапно с помощью информационных технологий
Так уж сложилось, что поход в государственную поликлинику сродни испытанию. Многочисленные бюрократические проволочки могут навсегда отбить желание посещать “бесплатных” врачей. Ведь чтобы попасть к тому или иному специалисту, необходимо пройти флюорографию, а для женщин - гинеколога. Люди ругаются и не понимают - зачем им не один час стоять в эти кабинеты, если болит ухо или нос? Понятно, что таким образом врачи “отрабатывают” план профилактических осмотров. Тем временем дошло до того, что некоторые пациенты умирают прямо в коридоре, так и не дождавшись своей очереди к врачу. Такой случай произошел в начале этого года в поликлинике Петропавловска. Пенсионер скончался, ожидая своей очереди к терапевту. Причем мужчина пришел по записи. В то время как во многих странах на прием к врачу можно записаться по интернету, у нас все еще действует советская система талонов. В итоге многие забывают дорогу в государственные учреждения здравоохранения и, не щадя свой карман, идут в платные клиники, где нет очередей, талонов и других условностей. На протяжении многих лет эту проблему государственные мужи обещали решить, но пока все предпринимаемые меры безуспешны. Одно из последних преобразований - Единая национальная система здравоохранения, когда пациент может выбрать врача и медицинскую организацию. Но это право многие казахстанцы не могут реализовать. Люди жалуются, что в выбранной ими поликлинике врачи не хотят принимать, отправляя по месту жительства. Аналогичная ситуация и с госпитализацией. Призывы чиновников лечиться там, где хотите, оказались неподтвержденными медицинской практикой. С недавних пор проблема очередей еще более усугубилась с учетом внедрения врачей общей практики. Теперь в очередях стоят все - от мала до велика. При этом в Казахстане на одного врача общей практики приходится 2,5 тысячи жителей, а иногда из-за нехватки кадров доходит до трех тысяч. Это приводит не только к банальной нехватке стульев в коридорах для больных, но такой “конвейер” приводит к невнимательному подходу к пациенту. Согласно принятым нормативам терапевт должен тратить на одного больного 15 минут. Этого должно хватить на осмотр, общение, заполнение медкарты и рецептов. Прием у офтальмолога должен занимать 14 минут, лора - 16 минут, а у невропатолога и гинеколога немного больше - до 22 минут. При этом на заполнение бумажной и электронной больничной карты, выписывание рецептов и прочую бюрократическую волокиту медикам стоит тратить не более 35 процентов от времени приема, то есть примерно 5-7 минут, а в оставшееся время уделить внимание пациенту. Чиновники, которые, как правило, не обращаются в обычные поликлиники и не стоят в общих очередях, считают, что виной всему слабый менеджмент в медицинских организациях, и намерены его компенсировать автоматизированной системой обслуживания. Для начала из очередей исключат лиц, состоящих на диспансерном учете, и тех, кому предоставляются льготные лекарственные средства, а таких в Казахстане насчитывается более двух миллионов. Они вынуждены ежемесячно посещать поликлиники, чтобы получать рецепты. Для упрощения этой системы Министерством здравоохранения и социального развития предлагается изменить схему получения рецептов. Врачи будут выписывать рецепт на льготные лекарства для диспансерных больных с хроническими заболеваниями один раз в квартал. Количество таких пациентов составляет почти 90 процентов от двух миллионов “льготников”. Пилотный проект выдачи льготных лекарств по новой схеме будет запущен в этом году в аптеках, имеющих информационные системы, а в последующем они станут одним из условий при выборе аптеки. При этом вся процедура получения льготных лекарственных средств будет автоматизирована, снизит очереди в организациях ПМСП, уменьшит нагрузку на персонал, а самое главное - сократит бумажный документооборот. Также, чтобы сократить время, которое врач тратит на заполнение документов, работу по ежедневной писанине передадут среднему медицинскому персоналу, но только в том случае, если это не требует компетенции врача. В скором времени жители Казахстана смогут через ЦОНы записаться на прием к врачу, а также пройти медосмотр и получить медицинскую справку при устройстве на работу и поступлении в учебное заведение. В случае необходимости проведения дополнительного обследования профильными специалистами граждане смогут в центре обслуживания населения выбрать поликлинику и время приема. Переход к такой услуге будет осуществляться поэтапно по мере готовности информационных систем медицинских организаций. Ну и, наконец, на каждого пациента заведут электронный паспорт здоровья и на его основе личный кабинет, где каждый сможет получить информацию о собственном здоровье, уведомление о необходимости посетить врача, пройти скрининг или профилактическую процедуру. Такие планы Минздрав намерен воплотить в жизнь до 2020 года. В рамках концепции е-здравоохранения планируется обеспечить все больницы и поликлиники страны доступом к интернету. В этом случае любой врач, к которому обратится пациент, сможет иметь полные данные о его заболеваниях, что сократит время на прием и, как следствие, очереди. Электронный паспорт позволит хранить данные о здоровье человека на отдельных серверах на протяжении всей его жизни. Чиновники уверяют, что доступ к этой информации будет защищен. Однако загвоздка при переходе на новую систему все-таки есть: врачам сегодня в среднем около 40-45 лет, коллектив неохотно омолаживается за счет новых кадров и не очень дружит с “электронкой”. Поэтому есть опасения, что, заполняя бумажную и электронную карту, он будет тратить еще больше времени на бюрократическую волокиту, удлиняя очереди за дверью.
А как у них? Германия В стране нет госполиклиник. Однако благодаря сети частных практик различной направленности население полностью обеспечивается медпомощью. При недомогании или необходимости проверить зрение каждый человек может позвонить любому врачу независимо от места прописки и прийти на прием. Средний срок ожидания в целом по Германии - не больше получаса. Италия Перед тем, как оказаться в поликлинике, пациент, имеющий доступ к Национальной службе здравоохранения, должен посетить семейного доктора. Тот выпишет направление к врачу районной поликлиники. Обычно ожидание занимает от одного месяца до года. Самые длинные очереди в Италии, как правило, к стоматологу, а самые короткие - к терапевту. В случае экстренной необходимости можно прийти в ближайшее отделение скорой помощи. Но и там больного могут заставить прождать несколько часов и даже суток. Все потому, что обслуживают больных исходя из разноцветных кодов доступа к медику, который выдают каждому больному. “Красный” - экстренная помощь, “желтый” - обслуживание в течение 15 минут, “зеленый” - как и “белый” - может подождать. Япония Одна из сильных сторон японской системы здравоохранения - возможность самостоятельно выбрать лечащего врача и быстро попасть на прием. Подавляющее большинство больниц и клиник в стране находится в частных руках, однако все тарифы на оплату их услуг устанавливаются властями, поэтому для пациентов нет никакой разницы между частной и государственной медициной. Каждый японец посещает врача в среднем 15 раз в год - это один из самых высоких показателей в мире. В соответствии с принятыми нормативами, врач тратит на прием одного больного 6 минут в амбулаторных и 4 минуты в больничных условиях (в США на консультацию больного у врача полагается 20 минут). В обиход вошла фраза, красноречиво характеризующая обстановку на приеме у врача: “Три часа ожидания, три минуты на прием”. Однако японские врачи-терапевты и семейные врачи способны правильно диагностировать простыми опросами по соответствующим методикам до 70-80 процентов заболеваний у пациентов и безошибочно направить к профильному специалисту. Именно это позволяет в значительной мере разгрузить врачей базовых поликлиник и больниц в районе.
Астана |