|
Алла Иванилова Со следующего года в Казахстане стартует новая госпрограмма развития системы здравоохранения до 2050 года. С помощью очередных преобразований чиновники намерены поднять уровень отечественной медицины
Очередная программа здравоохранения уже бурно обсуждается в коридорах власти. Депутаты считают, что прошло время проб и ошибок, необходимо выбрать оптимальную для наших условий модель и сосредоточиться на ее реализации. При этом, по их словам, здравоохранение в стране “забюрокрачивается”. Врачи вынуждены больше заниматься оформлением бумаг и заполнением формуляров, чем самими пациентами. Также парламентарии считают, что ежегодно в медицину, эту стратегическую отрасль жизни, поступают сотни неподготовленных выпускников наших вузов, что наносит ущерб национальному здравоохранению. Между тем в стране есть высококлассные специалисты в разных городах, обычных больницах и поликлиниках, но их почему-то государство обходит вниманием. Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова призналась, что в Казахстане готовят врачей без учета спроса на них. А также согласилась с тем, что у врачей общей практики, которые подготовлены в последние годы, низкий уровень. В новой программе, по ее словам, будет усовершенствована система планирования и прогнозирования потребностей кадров, а также пересмотрена подготовка врачей общей практики. “Потребность в кадрах будет определяться исходя из имеющихся кадровых ресурсов и их возрастной структуры, уровня заболеваемости населения, демографических изменений и выбранной стратегии развития. Поэтому в последующие пять лет на это будет обращено большое внимание: кого мы должны готовить, на какие годы и по каким профилям”, - заметила Дуйсенова. Кроме того, для решения вопроса недостатка педиатров будут увеличены гранты на их подготовку на уровне резидентуры. При этом медсестры с высшим образованием в соответствии с мировой практикой теперь будут заниматься научными работами. Нагружая врачей все новыми обязанностями, чиновники не забыли об их зарплатах, которые уже давно называют “смешными”. В рамках новой модели оплаты труда, на которую Казахстан перейдет с 1 января 2016 года, ожидается повышение заработной платы медицинским работникам от 7 до 25 процентов. Оклад будет зависеть от сложности выполняемых работ и достигнутых результатов. “Говорить сегодня, что этот врач будет получать 200 тысяч или 50 тысяч, очень тяжело, потому что у каждого профиля своя специфика. Если исходить из первичного звена, то мы считаем, что это будет не ниже 120 тысяч тенге, то есть средняя заработная плата по экономике в целом”, - сообщила глава Минздрава. Также в рамках новой госпрограммы предусмотрен вопрос обеспечения медиков жильем. Еще одно новшество - обязательное социальное медицинское страхование, которое будет внедрено с 2017 года. Государство будет осуществлять взносы за 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). Работодатели - за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, - за себя. Для аккумулирования взносов и закупа медицинских услуг на базе комитета оплаты медицинских услуг будет создан фонд социального медстрахования в форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным его акционером выступит правительство. Ставки взносов будут повышаться поэтапно: для государства - от четырех процентов в 2017 году до семи процентов в 2024 году, для работодателя - от двух процентов в 2017 году до пяти в 2020 году, для работника - с одного процента в 2019 году до двух процентов в 2020 году, для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) - от двух процентов в 2017 году до семи процентов в 2020 году. Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, для работников и самозанятых граждан - при исчислении индивидуального подоходного налога. Правда, это уже не первая попытка создать в Казахстане фонд страховой медицины. В конце 90-х годов такой фонд был создан, однако через некоторое время в нем обнаружились большие финансовые нарушения, руководителя, который скрылся за границей, признали виновным в хищении почти миллиарда тенге. Тогда это дискредитировало модель обязательного медицинского страхования, и эта тема до настоящего времени была закрыта. Насколько вторая попытка окажется успешной, покажет время. Но опыт нашего ближайшего соседа, России, говорит о многом. Там после введения обязательного медицинского страхования в начале 1990-х годов появилось много проблем. Уровень зарплаты не играет никакой роли: рядовой специалист и руководитель имеют одинаковые права на один и тот же пакет врачебной помощи. Однако на практике эта система работает неэффективно. Все, что делает страховая компания, - направляет средства, которые поступили из регионального бюджета в территориальный фонд ОМС, лечебному учреждению. Первоначально подразумевалось, что деньги пойдут туда, куда и пациент, но это так и осталось на бумаге. Договор со страховой компанией у человека есть, а реальной возможности выбора лечебного учреждения или определенного пакета услуг по-прежнему нет. Медицинский полис превратился в пропуск к доктору (без него даже “свое” лечебное учреждение не будет оказывать помощь человеку), а о том, какие права предоставляет пациенту этот полис, люди имеют смутное представление. Еще одним недостатком действующей системы ОМС в России называют отсутствие единого стандарта медицинской помощи. Отсюда и суммы по оказанию бесплатной медицинской помощи в городах разные. Конечно, страховая медицина должна заменить “теневую экономику” в здравоохранении. Сегодня ни для кого не секрет, что бесплатные роды не такие уж и бесплатные, впрочем, как и любые операции. Каждый врач имеет “благодарность” от пациента. С появлением страховки он может ее лишиться, поскольку человек и так отчисляет энную сумму со своей зарплаты за услуги докторов, да и люди в белых халатах лишатся “дополнительного заработка” и будут искать место работы поприбыльнее, а не в бюджетных больницах и поликлиниках.
С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, до конца 2015 года будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (КНФ). За его основу взят Британский формуляр, который считается в мире “золотым стандартом”. Он будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, он станет большим справочником как для врачей, так и для всех казахстанцев.
Астана |