|
Алла Иванилова
С каждым годом проблема бесплодия в Казахстане становится актуальнее. Сегодня ощутить счастье материнства и отцовства лишена каждая пятая семья. При этом каждая третья бездетная пара нуждается в лечении путем только вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), таких как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Благо, такие технологии в нашей стране успешно освоены, но, правда, они не всем по карману
В мире около 15 процентов супружеских пар страдают от бесплодия. В Казахстане статистика почти аналогичная - 15-20 процентов бездетных семей. И, по оценкам специалистов, тенденции к снижению этой цифры не будет. Напротив, год за годом идет ухудшение репродуктивного здоровья у женщин и мужчин. Принято считать, что если число бесплодных пар превышает 15 процентов, то возникает прямая угроза воспроизводству населения и сохранению его генофонда. Наша страна уже достигла этой опасной отметки.
Медики констатируют рост вторичного бесплодия (когда у женщины была хотя бы одна беременность). Согласно проведенным исследованиям, в стране 40 процентов первичного бесплодия и 60 процентов вторичного. При этом у центров экстракорпорального оплодотворения несколько иная статистика: 30 и 70 процентов соответственно.
Согласно исследованию Ассоциации репродуктивной медицины, 30-35 процентов бездетных супружеских пар в Казахстане нуждаются в экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), в 65 процентах случаев можно обойтись лекарствами, препаратами, проводить оперативные вмешательства.
После внедрения в Казахстане этой технологии (первая лаборатория ЭКО была открыта в Алматы в 1995 году) на свет появилось более девяти тысяч детей. Первому ребенку сейчас 18 лет.
В течение года в Казахстане проводится в среднем около 1700 таких процедур, при этом на сегодняшний день 6-7 тысяч супружеских пар нуждаются в экстракорпоральном оплодотворении. “Ребенок из пробирки” - недешевое удовольствие, поэтому 70 процентов нуждающихся не могут позволить себе эту процедуру. Только одна попытка ЭКО с медикаментами стоит от 700 до 900 тысяч тенге (4-5 тысяч долларов), без лекарств - 300-350 тысяч тенге. Однако казахстанская цена дешевле, чем в других странах. Так, программа без медикаментов в Израиле обойдется в пять тысяч долларов, в России - в три тысячи долларов.
Пройти бесплатно эту процедуру могут лишь немногие. С 2010 года Минздрав включил ЭКО в перечень услуг, оказываемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В первый год было выделено 100 квот, в 2011-м - уже 350, в 2012-м - 600 и в 2013-м - 700. В этом году государство оплатит более 600 программ, а в следующем - уже 750. Попасть в “заветный список” не так-то просто, хотя в 2012 году было отменено ограничение на возраст для участниц программы. До этого получить квоту на ЭКО могли только женщины до 35 лет. Сейчас все женщины репродуктивного возраста могут претендовать на получение процедуры. Единственное требование, чтобы был сохранен резерв яичников. И хотя в госпрограмму отбирают “перспективных пациентов”, а государственная поддержка оказывается только передовым клиникам, не факт, что первая попытка будет успешной. В среднем на женщину необходимо две-три методики такой технологии. О том, насколько успешно в стране реализуется эта программа, говорят цифры - благодаря государственной поддержке за четыре года родилось около 500 детей.
В республике насчитывается 18 клиник, проводящих ЭКО, три из которых - государственные. В прошлом году в Казахстане сделано пять тысяч процедур экстракорпорального оплодотворения, однако медики ожидают рождения только 1500 детей. Эффективность ЭКО в Казахстане составляет всего 32 процента. Однако медики заверяют, что это достаточно высокий показатель, и приводят для сравнения Европу, где этот показатель 29 процентов.
Существует мнение, что “дети из пробирки” более слабые по сравнению со своими сверстниками, рожденными в естественных условиях. Однако такие утверждения медики считают ошибочными и заверяют, что они ничем не отличаются. В Казахстане есть практически все современные технологии: заморозка эмбрионов, половых клеток, как мужских, так и женских, предимплантационная генетическая диагностика, которая сводит к минимуму возможность рождения ребенка с патологией.
К слову, чтобы казахстанцы получали достоверную информацию о вопросах репродуктивного здоровья, в Астане на базе Национального научного центра материнства и детства открыта школа экстракорпорального оплодотворения. Сегодня во многих странах СНГ существуют такие школы, и они хорошо себя зарекомендовали. В казахстанской школе уроки будут проходить ежемесячно, и их могут посещать все, кому близок вопрос деторождения.
Астана |