|
Айгуль Жилкишина
При слове “рак” у людей появляется чувство безысходности. Почему это неправильная реакция, как преодолеть страх перед болезнью, что еще интересно врачам и пациентам - все это и многое другое мы обсудили в беседе с заместителем директора Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Жанной Чингисовой
- Люди должны понимать процессы, которые происходят в нашем организме. Расскажите, пожалуйста, как происходит образование раковой клетки...
- Раковая клетка - это клетка, утратившая функции, которые она должна выполнять. Эти клетки делятся, и образуется опухоль, которая не имеет свойств нормального органа и быстро безудержно растет. И, естественно, функция этого органа страдает. Пока опухоль небольших размеров, она может себя никак не проявлять. Поэтому диагностика опухолей, которые находятся внутри организма, достаточно сложна, ее очень трудно распознать.
- У кого возникают эти опухоли?
- Онкологические заболевания в большинстве случаев возникают у людей пожилого и старческого возраста. Поэтому большинство скрининговых программ, направленных на выявление предопухолевых и ранних стадий опухолей, охватывают старшее поколение, которое находится перед пиком какого-нибудь заболевания. Скажем, если пик заболевания рака молочной железы приходится на 60 лет, то начиная с 50 лет нужно начинать скрининг, чтобы успеть их выявить на ранних стадиях.
- За сколько времени?
- Чтобы опухоль развилась, ей нужно время, поэтому ранняя диагностика направлена на то, чтобы своевременно принять необходимые меры и как можно раньше начать лечение. Эффект лечения зависит от того, на какой стадии поставлен диагноз. К примеру, для выявления рака шейки матки профилактические (скрининговые) осмотры начинают с 30 лет, чтобы выявить предопухолевые заболевания, их лечить и предотвратить развитие рака.
- Рак каких органов может возникнуть быстрее всего?
- Онкология - достаточно сложная отрасль медицины, потому что, во-первых, опухоль может развиться в любом органе. Во-вторых, до сих пор нет определенной причины возникновения опухолевых заболеваний, за исключением рака шейки матки, причиной которого является вирус папилломы человека определенных типов, на который мы можем воздействовать. По другим опухолям нет четкой причины, от которой развивается рак. Мы всегда говорим о факторах риска при заболевании. Одним из факторов может быть отягощенная наследственность. Если у человека его родные болели злокачественными заболеваниями, то риск повышается. Но это не значит, что болезнь неизбежна.
- На сколько процентов наследственность повышает риск заболевания?
- Это зависит от того, какая опухоль. Допустим, у гормонозависимых опухолей, таких как рак молочной железы, рак яичников, рак матки - риск несколько выше, чем у негормонозависимых опухолей, таких как рак кожи - у них вероятность ниже.
- Еще о наследственности - после операции Анжелины Джоли по удалению молочных желез появилась волна реакций на эту тему. Были утверждения, что данные превентивные меры - это страх, который тоже играет негативную роль. Что нужно сделать, чтобы эта ситуация изменилась, чтобы люди преодолели страх?
- Людям тяжело сказать, чтобы они не боялись. Кто-то боится темноты, кто-то боится самолетов, у любого человека есть свои страхи. Но главное, что должны знать люди, рак - это излечимая болезнь, если ее вовремя диагностировать. Не надо бояться самого диагноза, надо его принять и принять необходимое лечение. Анжелина Джоли сделала генетический анализ и узнала, что у нее высока вероятность заболеть раком молочной железы, и она вправе решить для себя профилактически удалить тот орган-мишень, в котором, возможно, возникнет злокачественное заболевание. Она создала прецедент того, что каждая женщина может бороться с болезнью, это одна из форм профилактики.
- Эта мера, возможно, слишком радикальная, но она показала, что женщина протестует.
- Женщина не просто протестует, а заботится о своем здоровье, заботится о своем будущем, зная, что у нее высокая вероятность заболевания, - она хочет дальше жить, продолжать растить детей, не задумываясь о том, что у нее возникнет раковая опухоль.
- То есть в данном случае человек поборол свой страх...
- Можно сказать, что человек поборол свой страх. Страх очень мешает врачам, мешает пациенту справиться с самим заболеванием. Страх становится причиной депрессии, которая требует такого же лечения, такого же участия не только медицинских работников, но и близких людей, которые поддерживают пациента. Хотя для близких людей это тоже очень тяжелое состояние.
- Расскажите, пожалуйста, про паллиативную помощь, про хосписы - какова ситуация в Казахстане?
- Паллиативная помощь в Казахстане находится на стадии развития. На сегодняшний день специализированных учреждений для оказания паллиативной помощи недостаточно. В Алматы, Караганде, Костанае, Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Уральске и Аркалыке есть хосписы и больницы сестринского ухода, где пациентам оказывают паллиативную помощь, когда излечение уже невозможно. Всего по Казахстану 621 койка в хосписах и больницах сестринского ухода, но потребность - в два раза больше.
- Это ведь относительно небольшое число?
- Да, здесь надо учитывать, что не все пациенты хотят госпитализироваться в такие учреждения. В Казахстане существует сейчас такая услуга, как “стационар на дому”. Это оказание такой медицинской поддержки больному в его доме. При таких ситуациях люди предпочитают находиться дома. С психологической точки зрения это весьма приемлемо.
- Раковые заболевания у детей, в чем особенность этой ситуации в стране?
- К сожалению, злокачественными опухолями болеют и дети. Это могут быть врожденные и приобретенные опухоли. Например, саркома костей может возникать у детей подросткового возраста. В год выявляется около 400 детей со злокачественными заболеваниями. С 2013 года была начата реорганизация детской онкологической помощи, поскольку увеличивается контингент этих больных, за последние 10 лет он вырос более чем в два раза. Контингент - это число детей, состоящих на учете с этим заболеванием. Раньше в Казахстане было единственное детское отделение у нас в институте. Из года в год мы были вынуждены увеличивать количество коек, но в настоящее время одного отделения недостаточно. Сейчас оказанием детской онкологической помощи занимаются три республиканских учреждения - Научный центр педиатрии и детской хирургии в Алматы, Национальный научный центр материнства и детства в Астане и наш институт.
- Операция по пересадке костного мозга очень дорогостоящая - много ли их проводится в Казахстане, на территории СНГ? В чем ее сложность, почему такие затраты на нее?
- Трансплантация костного мозга бывает двух видов: когда пересаживают собственные клетки пациента и донорские клетки. Это равнозначно трансплантации донорского органа. Надо провести сложный генетический анализ на совместимость - насколько приживутся клетки, не будет ли потом реакции отторжения. Анализ на совместимость делается примерно несколько дней, но много времени занимает подбор подходящих клеток. Для этого должен быть банк доноров, как банк крови, в который можно обратиться и получить необходимые клетки.
- В Казахстане проводятся такие операции?
- Да, у нас в стране проводятся операции по трансплантации и у детей, и у взрослых - в Алматы и Астане. В институте мы в настоящее время развиваем пересадку клеток костного мозга самого пациента.
- Есть ли у зарубежных ученых какие-то новые методы, которые казахстанские ученые не хотят применять?
- Онкология - серьезная наука, и ученые всех стран ведут совместные исследования по поиску решения улучшения диагностики и лечения злокачественных опухолей. Исследования сейчас ведутся в глобальном масштабе, все ищут возможность, как выявить причины этого заболевания, которые до сих пор не известны. Однако мы должны помогать людям, чтобы они прожили дольше, качественно и могли вести полноценную жизнь. Поэтому принципиальных несогласий или разногласий не бывает, но есть незаконченные исследования, результаты которых мы еще не можем рекомендовать всем. На заявления такого рода, как “вот я съездил в Европу или любую страну, и там лечат по другому...”, могу ответить следующее: каждая клиника ищет свои методы и пути решения. Однако нет еще достаточного количества таких наблюдений, чтобы можно было утверждать: да, этот метод поможет вам на 100 процентов. Поэтому сообщества онкологов собираются, приходят к единому мнению и даются рекомендации как стандарт лечения для всех. Если какая-либо клиника проводит исследования и пациент согласен участвовать в них, то ни пациенту, ни клинике никто не запрещает это делать. Но говорить “там так лечат, а вы лечите неправильно” - абсолютно неприемлемо.
В завершении хотелось бы попросить наших читателей бережно и внимательно относиться к своему здоровью, не пренебрегать прохождением профилактических осмотров и скринингов. Для этого наше государство, медицинские работники ведут очень большую работу, чтобы каждый житель нашей страны был здоровым и жил долго. |