|
Анна Шелепова
В Казахстане около 43 тысяч детей-инвалидов, и если с этими детьми заниматься с раннего возраста, то многих из них можно вылечить. Труднее приходится детям с тяжелыми нарушениями психики, умственной отсталостью, глухим, слепым, детям с ДЦП. Именно с такой группой работают арт-терапевты, то есть творческие специалисты
Лечение искусством - это одна из психологических техник, позволяющая в процессе творчества добавить положительных изменений в интеллектуальном и личностном развитии людей. Для того, чтобы что-то нарисовать, ребенку не обязательно уметь держать кисточку в руках, разбираться в смешивании цветовой гаммы или иметь потрясающую фантазию. В силу комплексов и различных страхов дети боятся или стесняются сказать о своих проблемах. Зато они легко могут выразить то, что их волнует, на бумаге.
Для десятков казахстанских детей-сирот и детей из малообеспеченных семей уроки арт-терапии невероятно важны. С этими детьми занимается бывшая художница, а ныне арт-терапевт Валерия Попова. Ее главная цель - с помощью искусства развить детей, научить смотреть на проблемы иначе, в позитиве.
- Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов, - рассказывает В.Попова. - Рисуя ручкой или красками, занимаясь лепкой, человек описывает свою проблему или настроение. А врач словно получает ребус из подсознания клиента.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. В первую очередь, арт-терапия хороша тем, что легко может снять накопленное напряжение, помочь успокоиться, сосредоточиться.
Терапия искусством включает в себя еще и музыкальную игровую драму и сказку-терапию. В процессе арт-терапии ребенок приобретает ценный опыт позитивных изменений. Происходит углубленное самопознание, личностный рост. Все это ведет к самоопределению, выбору верного пути.
Сам метод арт-терапии заключается в том, что специалист создает так называемое безопасное арт-терапевтическое пространство, знакомится с ребенком, дает ему для начала простое задание.
- Даже по тому, как ребенок нарисовал первую букву своего имени, можно сделать вывод о его проблемах и начать работать, - рассказывает наша собеседница. - Бывает цель - представить себя в виде животного. Кот, к примеру, означает свободу и независимость, мужские черты характера. За человека всегда рисует его подсознание, и через образ довольно просто понять, что с ним происходит. Ему даже не надо формулировать свою проблему вслух. Дело в том, что когда человек рисует, то отключается левое полушарие, отвечающие за рационализм, структуру и логику. Работает правое. А оно отвечает за интуицию, эмоции и чувства.
Каждый материал еще и говорит о глубине проблемы. Глина подходит тем, у кого ситуации сложные и запущенные. С помощью лепки из глины можно легко освободиться от агрессии. Среди клиентов есть даже те, кто лепит и одновременно плачет от душевной боли.
Если человек предпочитает рисовать простым карандашом, значит, он может покопаться в проблеме без буйных эмоций. Рисовать синей пастой предпочитают те, кто боится неожиданных моментов, кому важен контроль над ситуацией. У этих людей отлично развито левое полушарие. Но если попросить их нарисовать рисунок красками и с закрытыми глазами, эта просьба приведет их в шоковое состояние.
В конечном итоге, когда рисунок готов, клиент должен сам сказать, что для него это значит - психолог не имеет права первым характеризовать рисунок и преждевременно диагностировать проблему.
Врач должен настроить пациента на позитив, не замечая плохого. Тогда человек быстро раскрывается. Он смотрит на рисунок, а значит, на проблему со стороны. Возможно, проживает какой-то конфликт по-новому, и в конце концов, проблема разрешается. Клиент может нарисовать выходы из ситуации или даже картину будущего!
По мнению специалистов, символический язык рисунка точнее, нежели слова. Он передает содержание внутреннего мира личности, более естественен и понятен в любом возрасте людям разных культур. Самый доступный и привлекательный, особенно для ребенка, вид творческой деятельности.
Понятно, что ни один работодатель не возьмет на работу человека с серьезными нарушениями здоровья. Однако выход из положения можно найти. К примеру, дети, которые в свое время занимались арт-терапией, впоследствии могут ассистировать преподавателям и таким образом войти в обычный социум, зарабатывать деньги. |