|
Ирина Гайкалова
Проект кодекса о здравоохранении призван подтянуть нашу систему здравоохранения чуть ли не до мировых стандартов. Так, по крайней мере, заявляется с высоких трибун. Однако пока проект грешит многими недоработками. К примеру, проблема, которая вовсе “выпала” из поля зрения разработчиков - учет нужд людей с ограниченными возможностями.
Инвалиды призывают государство обратить внимание на этот печальный факт
Сегодня в Казахстане около 420 тысяч человек с ограниченными возможностями и, к сожалению, имеется ежегодная тенденция к росту. Права инвалидов закреплены в соответствующих законах республики, есть и довольно большое число неправительственных организаций, готовых их отстаивать. Несмотря на это, проект кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения”, разработанный Министерством здравоохранения и находящийся ныне в парламенте, оставил без внимания эту категорию населения страны. Хотя именно эти люди имеют самые тесные контакты с системой здравоохранения из-за наличия инвалидности.
Парадокс, но нужды людей с ограниченными возможностями остались “за кадром”. Впрочем, это отношение государства к инвалидам уже даже не удивляет. О своих проблемах инвалиды заявляют постоянно, но большинство из них так и остаются нерешенными. К примеру, доступ к инфраструктуре. Магазины кое-как (и далеко не все) установили нечто похожее на въезд для инвалидной коляски, но сделано это порой так, что даже здоровому человеку будет трудно сойти по этому крутому склону. А другие владельцы объектов инфраструктуры даже и не задумываются о доступе для инвалидов.
Удивительно, но даже в государственных больницах до сих пор не созданы все условия для свободного перемещения таких пациентов. К слову, в республике ощущается нехватка медикаментов по льготным рецептам.
Инвалиды надеялись, что новый кодекс о здравоохранении изменит их положение в лучшую сторону. Однако к его разработке их даже не пригласили. Но этот факт тоже уже не удивляет, он лишь отражает имеющуюся тенденцию: инвалидов не приглашают к разработке каких-либо государственных программ.
Напомним, что о реформе в правовом поле здравоохранения и необходимости создания кодекса заговорили еще в 2005 году. В прошлом году приступили к его разработке и в текущем представили проект общественности. Предполагается, что кодекс вступит в силу 1 января 2009 года. Одновременно утратят силу все законы РК, регулирующие отношения в сфере здравоохранения: “Об охране здоровья граждан”; “О системе здравоохранения”; “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”; “О лекарственных средствах” и многие другие.
Итак, готовый вариант кодекса оставил НПО инвалидов в полном недоумении.
|
Доступный город - несбыточная мечта инвалидов? |
Начнем с того, что проект не отражает прав малоимущих, каковыми являются и инвалиды, на льготы по платным услугам. Во-вторых, инвалиды - это особая категория людей, у них при установлении инвалидности в амбулаторной карте указываются методы лечения, лекарства и так далее. И этот особый фактор тоже никак в кодексе не отражен.
Есть замечания и концептуального порядка. “К примеру, в новом кодексе очень много “отсылочных” пунктов, - рассказывает Кайрат Иманалиев, председатель общественного объединения инвалидов “Намыс”. - Получается, что, как только человеку требуется помощь кодекса, он натыкается на такие предложения: “согласно нормам, принятым правительством”, “согласно распорядку, который принял уполномоченный орган”. А когда он будет принят и каков будет этот распорядок - никто не знает”. И таких ссылок представители общественности инвалидов насчитали больше 70.
Чуть ли не в каждой статье кодекса есть “отсылочная” графа. А ведь при таком подходе можно принимать любые правила: с одной стороны, в кодексе будто отражены требуемые нормы, с другой - тот или иной уполномоченный орган, на который ссылается закон, примет такие регламенты, которыми можно свести на нет все добрые намерения. “В этих “отсылочных” пунктах могут быть скрыты какие-то ведомственные интересы”, - считает Кайрат Иманалиев.
Инвалиды усматривают косвенную дискриминацию людей с ограниченными возможностями в разработанном кодексе. Приводится такой пример: почему в документе не указано, что мониторинг и оценку медицинских услуг может проводить неправительственная организация?
“Нет прозрачности, а, значит, есть возможность для развития коррупционных схем, - говорит Иманалиев. - Кодекс отменяет около 12 законов. Получается, что в кодексе прописаны все положения этих законов - их просто взяли и переписали. А на самом деле он должен быть построен по своей собственной концепции”.
Но еще не все потеряно. На стадии рассмотрения и обсуждения кодекса можно сделать его более цивилизованным и прозрачным. Инвалиды настаивают, чтобы их представителей включили в рабочую группу. Сейчас в единое целое будут собраны все предложения от представителей общественности. В сентябре энтузиасты намерены за круглым столом обсудить их с парламентариями. |