|
Ольга Шишанова
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире по разным причинам в возрасте до пяти лет умирают около восьми миллионов детей. Из них более пяти тысяч в Казахстане
Согласно данным той же ВОЗ, уровень детской смертности в Казахстане в несколько раз выше, чем в странах Евросоюза. Печальную статистику дополняют факты гибели более ста женщин во время родов и абортов, тенденция роста которых отмечается с 2004 года.
При этом зарубежные эксперты отмечают, что уровень материнской смертности в Казахстане соответствует показателям стран Европы середины 70-х годов XX века и превышает таковой в сегодняшних странах бывшего социалистического блока на 18 процентов.
Так почему Казахстан продолжает терять матерей, смерти которых можно было избежать, не говоря уже о детях? Тем более, что почти 100 процентов родов происходят в присутствии или под наблюдением медицинского персонала, а это может означать только то, что основная проблема заключается в качестве оказания медицинской помощи беременным и роженицам.
Действительно, в настоящее время сфера ОЗМиР (охрана здоровья матери и ребенка) испытывает наибольший дефицит в кадрах. Так, по официальным данным, укомплектованность неонатологами, участковыми педиатрами, анестезиологами, детскими патологоанатомами составляет 50-75 процентов. Средний возраст врачей - 45 лет, а доля врачей-интернов по специальности “акушерство и гинекология” составляет всего семь процентов. Каждый второй выпускник медицинских вузов не работает в системе здравоохранения. Вряд ли можно удержать дипломированного специалиста в лечебном учреждении, если, к примеру, зарплата начинающего детского врача - 22 тысячи тенге в месяц, а педиатра с 20-летним стажем - 46 тысяч.
Эксперты Минздрава РК и ЮНИСЕФ, обсуждавшие на прошедшей в Астане конференции обеспечение выживания и здорового начала жизни детей в Казахстане, полагают, что выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение проектов, нацеленных на улучшение дородового и неонатального ухода за всеми детьми.
Например, на подобную программу, которая в ближайшее время стартует в Восточно-Казахстанской области, затратят около 30 миллионов тенге.
Почти 50 процентов финансирования проекта предоставит детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). “Совместными усилиями мы можем создать устойчивую модель высококвалифицированного дородового и неонатального ухода, чтобы обеспечить будущее для всех детей Казахстана”, - считает представитель детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК Джун Кукита.
В то же время в 2011 году в республике стартовала программа “Саламатты Казахстан”, на которую первоначально выделили почти 360 миллиардов тенге. В нынешнем году ее бюджет, по словам вице-министра здравоохранения Эрика Байжунусова, увеличили до 620 миллиардов. “Но пока только в 2011 году на специальное оборудование в рамках охраны здоровья матери и ребенка выделили 4,7 миллиарда тенге”, - отметил вице-министр.
Однако показатели как детской, так и материнской смертности по-прежнему напоминают качели. Так, по данным специалистов казахстанского здравоохранения, уровень младенческой смертности в 2005 году составлял 15,1 на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением критериев живорождения и мертворождения показатель младенческой смертности составил 20,7, а в 2009 году наметилась тенденция к снижению до 18,4 на 1000 родившихся живыми. Наконец, в 2011 году младенческая смертность снизилась до 16,9 на 1000 родившихся, зато возросла материнская смертность на 22,9 процента.
На 1 октября 2012 года показатель детской смертности, как сказал Байжунусов, упал до 13,9 на тысячу рожденных.
В то же время, несмотря на показатели официальной статистики, по данным альтернативных исследований, истинные значения материнской и детской смертности в республике гораздо выше. Например, Международная гуманитарная организация Save the Children (“Спасите детей”) считает, что за последние 10 лет можно было избежать, по меньшей мере, четырех миллионов детских смертей по всему миру, в том числе и в Казахстане.
Однако в противовес этим данным ЮНИСЕФ бодро рапортует о снижении смертности среди детей младше пяти лет на 40 процентов, нежели это было 10 лет назад.
В любом случае, по словам экспертов обеих структур, снижение детской смертности по всему миру пока остается одной из самых трудновыполнимых задач.
Астана |