|
Ольга Шишанова
Более полувека отдал своей профессии первый рентгенолог Казахстана, защитивший докторскую диссертацию по лучевой диагностике, академик, доктор медицинских наук, профессор, президент радиологов Казахстана Жангали Хамзабаев. Он привил любовь к своей профессии и воспитал более 60 кандидатов и докторов наук, является автором 476 научных работ, 15 монографий, 27 методических рекомендации и 14 изобретений в области рентгенорадиологии. Завтра ему исполняется 75 лет
- Жангали Хамзабаевич, как Вы пришли в эту профессию?
- Родом я из Кокшетауской области. Нас у родителей было шестеро. Окончив среднюю школу, я стал студентом лечебного факультета Карагандинского мединститута, последовав примеру старшего брата Ертая, который также учился в мединституте, только в Алматы. По окончании вуза меня направили в Карагандинский НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где я проработал два года в отделе рентгенологии. Результатом стала моя первая научная работа, посвященная раннему выявлению силикоза и силикотуберкулеза у шахтеров.
- С тех пор прошло почти пятьдесят лет. Что представляет собой наука радиология сегодня? Каковы ее проблемы и достижения?
- Если раньше у врача-рентгенолога было очень простое оборудование, а на получение самой простой радиоскопии уходило от 12 до 15 минут, то сегодня к услугам медиков суперсовременные компьютеры, позволяющие считывать человеческий организм, получать срезы в считанные доли секунды. Внимание к оборудованию объяснимо: в той же онкологии очень важна ранняя диагностика! Также не менее важна периодическая модернизация оборудования, современные технологии и особенно квалифицированные кадры.
Кроме того, по моему мнению, радиология - это одна из важнейших отраслей в медицине. Ведь без ее основ невозможно сегодня обойтись ни терапевту, ни хирургу, ни кардиологу, ни травматологу. Все они так или иначе работают с рентгенорадиологическими данными пациентов.
- Как обстоят дела с этой сферой в Казахстане?
- Весной нынешнего года в Казахстане стартовала двухлетняя программа по развитию онкологической службы, которая в нашей стране объединена с радиологией. Не секрет, что эта сфера носит острый социальный характер, всегда вызывая неослабевающий резонанс общественности. Один из плюсов этой программы - создание в республике четырех онкоцентров, один из которых планируют в Астане.
Как Вы знаете, это очень актуальная тема современности: онкология сегодня занимает второе место в мире, в том числе в Казахстане, по смертности среди населения. Пальму первенства уверенно держат сердечно-сосудистые заболевания. Однако для борьбы с ними несколько лет назад в республике осуществили программу внедрения кардиохирургических центров, и сегодня там уже проводят уникальные операции.
Теперь настала очередь лечения онкологических заболеваний, печальные цифры статистики по которым, несмотря на все усилия современной медицины, неуклонно возрастают. В то же время радует факт сегодняшнего уменьшения летальных исходов после постановки этого страшного диагноза.
- В чем причина?
- Причина, на мой взгляд, кроется в обнаружении болезни на ранней стадии, которое стало возможным благодаря суперсовременному оборудованию и введению бесплатного рентгена для населения. Кстати, в Японии, например, сегодня практически нет онкологии по ЖКТ (желудочно-кишечный тракт). Дело в том, что правительство этой страны инициировало, а президент утвердил программу-скрининг (раннее выявление), благодаря которой законопослушных японцев раз в полгода в обязательном порядке обследовали на наличие отклонений, способствующих проявлению и развитию онкозаболеваний в этой сфере. У нас, к сожалению, например, около 30 процентов пациентов, страдающих одним из самых распространенных заболеваний в онкологии - раком молочной железы, обращаются в клинику уже с третьей или четвертой стадией.
- С чем это связано?
- Во-первых, обыкновенное равнодушие населения к собственному здоровью и надежда на пресловутое “авось, пронесет”. Из официальных причин я бы назвал отсутствие необходимого количества медицинского персонала. В Казахстане 17 миллионов жителей, но, в лучшем случае, на 10 тысяч населения приходится всего лишь один врач-рентгенолог. Вторая причина - отсутствие не просто медицинского, а высококвалифицированного персонала. К сожалению, технический прогресс в нашей отрасли опережает подготовку кадров, и врачебные ошибки, которые должны стать отдельной темой на V Евразийском конгрессе радиологов, тоже пока никто не исключал. Я уж не говорю про постоянное обновление аппаратуры - это не только важный, но и сложный вопрос...
- Насколько сложен этот вопрос для казахстанских рентгенологов?
- Во-первых, мы используем возможности той аппаратуры, которой обладаем, не на 100 процентов, а только на четверть. Во-вторых, еще на IV Конгрессе радиологов я говорил, что 75 процентов радиологического оборудования в стране устарело, 28 процентов постоянно ломается или работает с перебоями. А это значит, что оно оказывает определенную лучевую нагрузку на пациента, обслуживающий персонал и затрудняет получение качественного изображения.
Сегодня, конечно, оборудование обновляется - государство не жалеет денег, но все равно очень медленно.
- Каким Вы видите будущее радиологии?
- Я восхищаюсь фантастическими достижениями лечебно-диагностических процессов рентгенорадиологии уже сегодня. Причем в моих словах звучит не только любовь к своей профессии, но и действительные успехи этой сферы. С того времени, как Рентген сделал свое открытие, сегодняшние дистанционно управляемые рентгеноангиографические комплексы, цифровые технологии, внедрение в клиническую практику УЗИ, компьютерной томографии многократно расширили возможности медицины в целом. Я уверен, что радиология будет развиваться и дальше, особенно, думаю, ее интервенционная сфера (так называемая хирургия без скальпеля), а также направление в ядерной медицине.
Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |