|
Жанар Секербаева
Адильхан Ержанов - один из немногих молодых режиссеров, который сумел за малые деньги снять свою первую игровую картину “Риэлтор”. Она получила спецприз жюри на фестивале “Киношок” в Анапе. Другой проект Адильхана - “Свирепые конокрады” - был отмечен жюри на казахстанском рынке кинопроектов кинофестиваля “Евразия” и, вероятно, будет снят совместно с зарубежными копродюсерами.
В картине “Риэлтор” Адильхан Ержанов затронул тему памяти и проблему времени. Главный герой - неудачник, который чуть было не продал дом своих родителей. От такого шага его уберегло путешествие в прошлое-будущее, где он помогает людям спастись от жестокого тирана и его абсурдных законов
- Как снять кино за малый бюджет? Есть особые секреты или способы?
- Начинать надо со сценария. Минимум актеров, объектов. Секретов нет - посмотрите фильмы раннего Родригеса или Питера Джексона. Важно превратить безбюджетность в стиль. Если создали концепцию, при которой вместо взрыва показывают отсвет на испуганном лице героя, то и взрыва не надо.
- Расскажите о Ваших предыдущих работах до игровой картины. Что Вы снимали?
- Студенческие короткометражки. К примеру, “Бахытжамал” рассказывала о двух отщепенцах, ищущих по ночному городу дом бывшей одноклассницы. “Каратас” тоже был снят ночью, там от одиночества два незнакомых друг другу человека устраивали что-то вроде дуэли. Я выбирал ночь, потому что так легче контролировать свет. Без средств мне приходилось использовать китайские фонари и мыльницу - зато подобный способ родил множество находок. Это приучило меня к крупным планам, камерным историям. Дефицит финансов творчески дисциплинирует.
- На Западе есть кинорежиссеры, которые принципиально снимают фильмы за малые деньги. Вы режиссер, который снял свои работы за небольшой бюджет. Сделаете ли Вы низкобюджетность своим принципом?
- Пока не вижу смысла в большом бюджете. Кино вообще должно прийти к крайне демократичной форме, когда каждый человек сможет что-то снять и смонтировать, не вкладывая средств. Как в литературе, ведь писательство само по себе не затратно. Однако пишут хорошо не все. Так и с кинематографом однажды случится - снимать сможет любой, но не любой хорошо.
- О чем будут “Свирепые конокрады” - Ваш следующий фильм?
- О журналисте, фабрикующем репортажи о несуществующей банде. Это сатира.
- Что, как Вы думаете, определяет успех фильма? Всегда ли успех - это только собранная касса?
- “Гражданин Кейн” возглавил спустя двадцать лет после выхода сотню лучших фильмов по мнению критиков, а режиссер так и не снял ни одного фильма после этого самостоятельно. Майкл Бэй снимает бесконечно “Трансформеров”, и ни один его фильм не провалился. Кто из них успешнее? По мне, так это Уэллс, он вошел в историю. Но есть и те, кто любит Бэя. Все зависит от ракурса ваших полушарий.
- Кто был Вашим кумиром? У кого Вы учились?
- Есть режиссеры вроде Кубрика и Куросавы, кем восхищаешься. Но есть малоприметные фильмы, открытия которых независимо от своего сознания используешь сам. Взять “Траффик”, в юности мне он не понравился, но я запомнил фрагментарные склейки Содерберга. Или “Плезантвиль” Гарри Росса, он хорошо маневрирует светом.
- Вы слушали лекции в литературном фонде “Мусагет”, сами пишете сценарий. Почему Вы не ушли в литературу или драматургию?
- Потому что изначально я мечтал стать режиссером, с детства. По сути, кино - это эволюция театра, который был, в свою очередь, эволюционной ступенью литературы - все эти виды искусств рассказывают, и я хотел рассказывать, но средствами кино. И потом, для литературы требуется владение словом, мне же легче работать с картинками.
- Искусство кино - управление светом. Как Вы думаете, что есть магия кинематографа?
- Все, что выхватывает свет, становится на экране знаком - в этом природа кино. И магия, если хотите. Кино состоит из этих сигналов. На самом деле, там их так же мало, как поз в театре Но. Просто контекст разный.
- Как Вы относитесь к критике? Нужна ли она вообще режиссерам?
- Критика должна быть развитее кино, критики должны быть умнее режиссеров - это же локомотив, толкающий вперед искусство. Они нас направляют, мы злимся и развиваемся. Плохо, когда наоборот. Тогда критика бесполезна, если она видит ближе, чем сам режиссер. Тогда развития не получится в большом масштабе.
- На какие фестивали уже приглашен “Риэлтор”? Почему так важно принимать участие в фестивальном движении? Вы мечтаете дойти до Канн?
- Всякий фестиваль - это междусобойчик. Канны - междусобойчик большого толка. Всюду одни и те же лица, отборщики, принципы, критерии. Хороший фильм должен быть вхож в европейскую когорту посредством продюсеров. Плохой фильм даже с хорошим продюсером редко проходит отбор. Иными словами, чтобы попасть на фестиваль класса А в основной конкурс, надо иметь копродукцию. Пока фильм приглашен в Дубаи, Питер и на ряд других фестивалей.
- Как Вы думаете, нужно ли учиться смотреть кино? Какую роль в этом бы сыграли киноклубы?
- Надо учиться думать, и не только над кино. Уверен, что человек, не анализирующий прочитанное и просмотренное, малоинтересен для окружающих. Киноклубы - это тусовки, они расширяют сознание, но до определенной границы. Потому что у каждого клуба есть свои ограничения. Надо учиться смотреть самостоятельно.
- Что может стать революцией в кино? Многие киноэксперты говорят об “Аватаре”.
- Эксперты? В какой области? В физике я не силен. Motion Capture использовался и до Камерона в “Полярном экспрессе”. 3D и стереоочки тоже не открытие “Аватара”. В сюжете очевидно нет революции. В режиссуре у Камерона были покрепче моменты в “Терминаторе-2”. В кино революцией станет не усложнение технологий, на мой взгляд, а упрощение в пользовании. Чтобы все смогли снимать у себя на заднем дворе.
- Почему, на Ваш взгляд, в Казахстане перестали снимать детское кино? Неужели до проблем и радостей детей нет дела?
- Потому что кино для взрослых у нас зачастую делается для детей.
- Как Вы работаете с актерами? Что для Вас важно?
- Важно рвение актера и возможности его контролировать, как свет ночью. Регулировать свет и регулировать актера - занятие очень родственное. Только сложно работать с фонарем одной яркости. Люблю естественность, ее можно добиться и от профессионала, и от дебютанта. Просто надо узнать привычки актера, понаблюдать за ним.
Досье “НП”
Адильхан Ержанов родился в Джезказгане.
Закончил в 2009 году КазНАИ имени Жургенова, режиссер кино, мастерская Дамира Манабая.
В 1999 году выиграл конкурс АО “Хабар” на лучший сценарий к первому отечественному мультсериалу “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”. |