|
Гаухар Ахметова
Фильм-манифест “Гакку” завораживает.
Интеллектуальность с чувственной структурой фильма придает его героям кристальную правдивость характеров.
Тема неумолимого времени, образно выраженного в фильме метафорой часов, на которых время повернулось вспять. Сдержанный накал страстей героев - философов, чьи диалоги заставляют нас вернуться к самим себе в первозданности своей эскзистенции.
И аскетичный, но светлый антураж общаги, в которой происходит действо. И тема конца света является перед нами как отражение в помытом зеркале, в котором явь являет свежесть, казалось бы, не новых для человечества идей и чувств, таких как любовь и дружба, предательство и верность своим идеям и идеалам на изломе эпохальных перемен.
О новом фильме, который будет представлен на конкурсной программе “Перспективы” на 33-м Московском международном кинофестивале, - автор, режиссер и сценарист Газиз Насыров
- Это первый самостоятельный фильм, где ты выступил абсолютным автором?
- В этот раз я действительно единственный режиссер-постановщик. В отличие от “Райских птиц”, где мы с Талгатом Асыранкуловом (Киргизия) стали со-режиссерами.
- Расскажи, как пришла идея снять его и чем тебя зацепила первооснова?
- Я прочел несколько глав романа Дидара Амантая о студентах-философах, а мне очень хотелось снять сцену, когда в общежитии студент распиливает диван, но это уже история из общаги ВГИКа, и мы решили снимать кино.
- Долго искал главных героев?
- Главных актеров я выбрал сразу. Хотя были и пробы, и две недели репетиций перед съемками. Риту искал долго. Марьям Гаибову на роль Мерседес предложила наш киновед Гульнар Абикеева. Я не сопротивлялся.
- Я знаю, что были какие-то трудности с музыкальным рядом?
- Две композиции Володи Назарова. Музыка главного героя написана актером Ельжаном Амиркуловым. А также музыка Ольги Выходцевой. Она же помогла мне стилизовать Марсельезу и музыку Ельжана.
Про Армана Куанова... он очень хотел работать в кино. Я послушал его песни на какой-то бардовской вечеринке. И выбрал для этого фильма песню о времени. Но он ее не записал, и позже мы искали и не нашли ее в записях. Арман трагически погиб, и я был в отчаянии. И все же взял одну из его замечательных песен об Алматы с разрешения его сестры и студии, которая записала эти песни. Спасибо им большое! И, таким образом, гвоздем прибил фильм к этому городу. В общем, все делалось по-военному - в бою!
- Как главный метафорический герой - Время - обрел свое такое интересное решение, когда стрелки идут в обратную сторону?
- Часы мы купили в магазине. А идею обратного времени я почерпнул из философии Платона.
- Расскажи о фантастической истории с “пятачком”.
- Я написал сцену, где Леннон (кличка одного из действующих лиц компании философов. -
Прим. авт.) появляется в общежитии с идеей разбогатеть. Он у кого-то узнал, что в медные пятаки 1961 года было добавлено золото. И, представляешь, иду на следующий день по дворам четвертого микрорайона и вижу: на земле лежит ржавый пятак. Ну, думаю, если сейчас возьму его и сотру ржавчину, а это окажется пятак 1961 года, то кино будет снято.
И действительно, потер как следует пятак, и на монете проявился год, а через два месяца мы уже приступили к съемкам.
- Зачастую автор вкладывает в уста героя сокровенные и важные для него слова. К примеру, слова о “слабости и силе”, сказанные героем Костей своему другу Тахе в час его освобождения из рук неизвестных ему мучителей в масках, когда он был от смерти в двух шагах. Что ты вкладываешь в них?
- Вопрос о слабости и силе, смирении и бунтарстве для меня неразрешим. Кажется, мир в этом вопросе тоже дихотомичен. Диалог друзей должен быть долгим. Но я его сделал очень коротким, поскольку сместил кульминацию в самый конец картины. Говорить больше не хотелось ни о чем.
- Что ты любишь в кино? Назови, пожалуйста, имена тех людей в искусстве, что определяли и определяют твое “я”.
- Я люблю много писателей и режиссеров. Но особо преклоняюсь перед Шакеном Аймановым. Это гений! За что бы он ни брался - все у него получалось! И комедия, и драма, и мюзикл, и детектив.
- Фильм - манифест? Ты вложил в уста героев цитаты из сочинений европейских мыслителей. Это означает, что ты не был увлечен Востоком?
- Мой герой срывает портреты философов со стены своей комнаты. И в этом ответ на твой вопрос.
- Что значит для тебя кинематограф?
- Он спас меня от бессмысленности. И я ему благодарен.
- Ты говорил о некиногеничности, как о задаче фильма. Что хотел ты этим сказать?
- Некинематографичность и некиногеничность. Это две отправные точки моих рассуждений перед началом работы над картиной. Это помогает не повторяться и искать мотивы внутри моих собственных переживаний, без ссылок на чужие картины.
- Как известно, кино - это синтез многих искусств, и если с драматургией все разъяснилось, то расскажи еще о том, как строил ты изобразительный и музыкальный ряд картины.
- Думал об этом... не хотелось лишаться зеленой комнаты для настольного тенниса. А ведь сначала фильм был черно-белый. Я подумал, что это слишком стильно, слишком кинематографично. И сделал все бледным.
Старался быть точным в направлении энергии всей группы. Процентов семьдесят снимал в одну точку - напротив окна. И так все комнаты по сюжету. Очень сильно помогли Алим Сабитов - художник и Сапар Койчуманов - оператор. Большие мастера своего дела! Большое спасибо художнику по костюмам Асель Кенжебаевой, она сыграла жену Асхары, и реквизитору Салтанат Сатыбалдиевой. Директору и фотографу Изтургану Алдауеву тоже большой поклон. Они, конечно, просто молодцы и таланты! Поскольку все приходилось делать самим и быть универсалами.
Досье “НП”
Газиз Насыров родился в Казахстане. Учился во ВГИКе. В 1999 году дебютировал в режиссуре документальной картиной “Два шага в сомнении” (приз за лучший документальный фильм на фестивале молодого кино Казахстана “Смотри по-новому”).
Фильмы по сценариям Насырова: “Небольшое отступление” (1999) и “Каладан кельген кыз” (2003) - участвовали в конкурсе крупных международных кинофестивалей.
Вторая режиссерская работа Насырова (совместно с Талгатом Асыранкуловым), фильм “Райские птицы” (2006), получила диплом Министерства культуры Таджикистана на Международном кинофестивале “Дидори Душанбе-2” в 2006 году. Насыров также является соавтором сценариев к сериалу “Город мечты” (2009) и картинам “Остров возрождения” (2004), “Секер” (2009) и “Жас улан” (2011).
“Гакку” - его первая самостоятельная режиссерская работа. |