|
Айгерим Бейсенбаева
Международный кинофестиваль “Евразия” стелет красную дорожку в седьмой раз. И в этом году звездный статус мероприятия поддержат известные актрисы Сигурни Уивер и Настасья Кински.
Жюри конкурса обещает быть не менее звездным. Наряду с такими режиссерами, как Владимир Хотиненко (Россия) и Рустем Абдрашев (Казахстан), выбирать лучших будет культовый южнокорейский режиссер Ким Ки Дук
Международный кинофестиваль “Евразия”, пожалуй, как никакой другой, отражает сложившуюся в последние годы ситуацию в отечественном кинематографе. Речь не о том разнообразии программ и конкурсов, охватывающих все ипостаси казахстанского кино, а скорее о судьбе самого фестиваля, который за несколько лет не раз поменял место дислокации, регламент и даже собственное имя. И наше кино, как принято говорить в последнее время, тоже находится на стадии собственной идентификации.
В этом году фестиваль “Евразия” вернулся к расширенной конкурсной программе, тогда как в последнее время внимание уделялось только фильмам из стран Центральной Азии. Возобновлен большой международный конкурс, в котором будут представлены новые картины из Европы, Азии, стран СНГ и Казахстана.
Отборочная комиссия фестиваля “Евразия” в течение двух месяцев отделяла зерна от плевел и на предварительной пресс-конференции представила отчет о проделанной работе. По словам членов группы, ни один фильм не получил единогласной поддержки, и по поводу выбора каждой картины велись ожесточенные споры.
Разногласия можно было считать закономерными по той простой причине, что в состав комиссии входили как кинокритики, так и режиссеры, которые, по правилам, должны находиться по разные стороны баррикад. Помимо киноведа и арт-директора МКФ “Евразия” Гульнары Абикеевой, в состав отборочной комиссии в этом году вошли известный казахстанский режиссер и сценарист Сатыбалды Нарымбетов, киновед Инна Смаилова и начинающие режиссеры, успевшие хорошо зарекомендовать себя не только на родине, но и за рубежом: Эмир Байгазин и Ахат Ибраев.
Фильмы, отобранные для конкурсов, по всей видимости, наполнили сердца членов комиссии чувствами безграничного оптимизма и гордости за отечественный кинематограф. О том, что ждет гостей фестиваля, организаторы рассказывали долго и с особым воодушевлением.
“В этом году заявок на участие было очень много, - подвела итоги отбора кинокритик Инна Смаилова. - На международный конкурс претендовало около 60 картин со всего континента, на конкурс казахского кино - около 30 фильмов. Это удивительные цифры. Если раньше во внеконкурсной программе, посвященной казахстанскому кинематографу, мы показывали все фильмы, какие имели, то сейчас есть возможность выбирать.
Одним из критериев отбора картин на международный конкурс было создание режиссером мировоззренческой модели. После просмотра всех картин мы столкнулись с интересным явлением - все режиссеры на разных языках и с помощью разных приемов говорят об одном и том же. Прежде всего о том, что современный герой живет в переломное время. В каждой картине - отношение героя к пространству и времени, в котором ему довелось жить.
Особым успехом мы считаем отбор сразу трех казахстанских картин в международный конкурс. Это фильм “Перед грозой” - совместная работа Японии и Казахстана, картины “Риэлтор” и “Солнечные дни”. Эти ленты в унисон работам зарубежных авторов рассказывают о месте человека в современном мире”.
Словом, особенностью, отличающей все 12 картин основного конкурса, по мнению членов отборочной комиссии, является их единая концепция - поиск места человека в современном мире. В списке нет коммерческих картин, жанрового кино, исторического и костюмного.
По словам Гульнары Абикеевой, отбор как среди зарубежных картин, так и казахстанских был достаточно жесткий. С другой стороны, исходя из ее же слов, большая часть заявленного отечественного кино попадает-таки в программу фестиваля. Количество снимаемых за год полнометражных художественных картин колеблется от 25 до 30. На фестивале обычно представлено около двадцати. То есть почти все заявленные, за исключением таких неоднозначных работ, как, к примеру, презентованный недавно режиссером Петром Новиковым “Сквер”. Отказывают редко.
Что же касается трех казахстанских картин, вошедших в основной конкурс, то еще до ознакомления со всем списком выпущенных за год картин члены комиссии были уверены в том, что, как минимум, три отечественные ленты смогут тягаться с работами зарубежных авторов. Как показывает список участников, их надежды оправдались.
Кроме того, Гульнара Ойратовна не без гордости сообщила о том, что один из авторов всерьез колебался между представлением своей работы на “Евразии” и фестивале в Пусане.
Помимо трех казахстанских лент в международный конкурс вошли картины “Любовник” (Румыния), “Пожалуйста, не беспокоить” (Иран), “Вулкан” (Исландия), “Признание в любви как ритуал” (Кыргызстан), “Бедуин” (Россия), “Далеко по соседству” (Франция), “Другое небо” (Россия), “Свинец” (Узбекистан) и “Бусонг” (Филиппины).
Главным достоинством VII МКФ “Евразия” станет председательство в жюри международного конкурса известного мастера кино южнокорейского режиссера Ким Ки Дука.
В 2005 году в ретроспективе фильмов “Восток” в рамках фестиваля были показаны его лучшие картины: “Остров”, “Плохой парень”, “Весна, лето, осень, зима.. и снова весна”, “Пустой дом”. В этом году зритель также не останется без кимкидуковского кино. Вниманию гостей кинофестиваля будет представлена новая картина южнокорейского мэтра “Ариранг”. Кроме того, киноклуб Олега Борецкого на радость фанатам осуществит творческую встречу с режиссером. |