|
Айгерим Бейсенбаева
В Казахстане прошла премьера научно-фантастического триллера “Аполлон-18” - одного из громких продюсерских проектов Тимура Бекмамбетова.
Псевдодокументальная картина срывает покровы с тайной американской операции по высадке людей на Луну и проливает свет на засекреченные факты времен холодной войны. И до кучи живописно объясняет, почему нам, любопытным людишкам, не стоит больше там топтаться...
Начнем с того, что фильм “Аполлон-18” под чутким продюсерством прочно обосновавшегося в Голливуде Тимура Бекмамбетова в свое время обставил такие громкие проекты, как фильм Warner Bros. “Темная Луна” и картина Роланда Эммериха The Zone, которые также претендовали на “срыв покровов” со злополучной лунной миссии. Последний намеревался снять ленту за те же невменяемые по голливудским меркам пять миллионов долларов, которые, по неофициальным данным, составляют бюджет “Аполлона”, и уже этим фактом наделать шуму.
Выход картины несколько раз откладывался. Среди возможных дат премьеры фильма назывались середина апреля, как возможность поэксплуатировать ежегодную гордость землян по поводу Дня космонавтики, и начало января 2012 года. В итоге картина стартовала 1 сентября в СНГ и днем позже - в США.
Основу сюжета квазидокументального “Аполлона-18” составили записи, рассекреченные спустя несколько десятилетий и заботливо выложенные в Интернете. Трое бравых американских астронавтов отправляются на Луну в условиях абсолютной секретности, чтобы “эти русские ничего не заподозрили”. Ностальгические домашние кадры с дружеским барбекю плавно сменяются почти бытовыми сюжетами на орбите и практически ничем не акцентированной высадкой на Луну. Все происходит под умиротворяющий плоский юмор и без травли зрителя едким пафосом, если, конечно, не считать обязательных в данном случае упоминаний “маленького шага” и “большого скачка”, без которых вся лунная миссия была бы изначально обречена на провал. Взращенные в условиях холодной войны астронавты до ужаса боялись повстречать на лунной поверхности русских, но опасность, как всегда, подкралась, откуда не ждали.
Вся идея фильма базируется на объяснении того, почему “Аполлон-17” считается последней лунной экспедицией с участием людей, и в связи с чем нам отныне не стоит туда соваться.
По словам самого Бекмамбетова, данный фильм-мистификация тщательно стилизован под настоящую съемку космического путешествия. Специально для этого эффекта кадры снимались теми же камерами, на ту же пленку, что и во время реального путешествия на Луну. И потому первые полчаса художественного повествования больше похожи на ролик Discovery Channel, только без возможности переключиться на другой канал во время особенно скучных эпизодов. Дальше в повествование включается дешевый буу!-эффект, призванный напугать особо впечатлительных и привнести немного голливудской кинематографичности в ленту. После размеренных скучных будней в космическом модуле эти инопланетные наскакивания на камеру, вероятно, должны были выглядеть свежо и неожиданно.
Упор в картине, съемки которой заняли меньше месяца, делался безусловно на псевдодокументальность. Это позволило создателям сэкономить не только на ангажементе Брюса Уиллиса, но и на операторе и сценаристе. Шутки шутками, но все-таки то, что является достоинством фильма, стало и его существенным недостатком в плане зрелищности. В фильме подобного жанра “Район №9” режиссера Нила Бломкампа прилет на Землю инопланетян и связанные с ними расовые беспорядки воспринимаются пугающе обыденно, как повседневные новости. По-настоящему страшная достоверность фантастического повествования и непременное неприятное послевкусие фильма Бломкампа полностью оправдывают использование документальности в художественной картине. К сожалению, в “Аполлоне-18” идентичный ход стал залогом скучного сюжета, невнятных диалогов и полного отсутствия живописных планов. Последнее, конечно, также может быть следствием низкого бюджета.
Уже в начале картины зритель начинает страдать от острой нехватки широкоугольных операторских охватов и красивых космических пейзажей, которые вроде как не противоречат документальности. Камера все больше снимает внутреннее убранство модуля и лунный грунт, что никак не идет на пользу зрелищности картины. Словом, если рядовой ролик о космосе на Discovery Channel даже в типичной домохозяйке порождает мечты о космическом туризме, то рассматриваемый фильм способен сгубить на корню все мечты стать астронавтом, и уж тем более делать шаги по лунной поверхности. И это вовсе не из-за опасности погибнуть по причине нарушения герметичности скафандра или от нападения инопланетных монстров, а из-за непроходимой скучности повествования.
Сюжет, к слову, оживает только ближе к концу, и то за счет кинематографического перечисления всех возможных клише на тему космических путешествий. Почему коварный инопланетянин должен непременно вселиться в тушку бедного астронавта и свести его с ума? Почему все зомбированные товарищи, несмотря на тяжелые раны, резво скачут и ломятся в окошко с топориком наперевес? Почему все спасательные операции всегда проводятся в самую последнюю минуту? Этими и многими другими вопросами вы можете развлечь себя и соседей по креслу во время просмотра ленты.
Вообще, рекордно низкий бюджет картины наталкивает на мысль о том, что у кинематографистов все-таки неплохое чувство юмора. Ведь споры о достоверности шагов Армстронга по лунной поверхности ведутся по сей день. А тут вроде как режиссер снял подобное всего за пять миллионов долларов... |