|
Айгерим Бейсенбаева
Призыв именитых кинематографистов снимать что-то кроме опостылевших криминальных боевиков и исторических картин нашел отклик в сердцах простых людей.
Картина “Пат” позиционируется создателями как фантастический философский фильм о жизни людей в постапокалиптическом мире. Бюджет картины более чем скромный - всего три тысячи долларов
Абубахрам Мамиров исполнил в картине главную роль, а также является продюсером фильма по совместительству. Бахрам рассказал о том, как можно в Казахстане снять картину при бюджете в три тысячи долларов:
- Профессионального кинематографического образования у меня нет. Но в этой сфере я уже довольно давно - работал на съемках картин “Час волка” и “Мустафа Шокай”. В создании последней я принимал участие в качестве реквизитора. Там-то и познакомился с людьми, с которыми захотел поработать над собственной картиной.
Я не уверен, что вправе журить отечественный кинематограф, но обстановка во время съемок картин мне не понравилась. Даже не касаясь смысловой нагрузки картин, а только технического процесса создания - все как-то не устроено. Бардак, одним словом.
Во время работы в последнем проекте я познакомился с режиссером Сергеем Ахмеровым, который предложил снять низкобюджетный фильм, несколько отличающийся от всего того, что делается у нас в последнее время в Казахстане.
С тех пор прошло некоторое количество времени - сразу взяться за фильм не позволяло отсутствие средств, да и сам Сергей уехал в Санкт-Петербург осваивать кинематографические компьютерные технологии.
- Какой жанр показался Вам наиболее приемлемым для низкобюджетного кино?
- Выбор жанра не зависел тогда от бюджета. Все-таки мы снимали картину по готовому сценарию, который написал Сергей Ахмеров в соавторстве с супругой Галиной. Засилье в отечественном кинематографе исторических картин подвигло нас на создание чего-то отличного. Нам захотелось снять постапокалиптический фантастический фильм с элементами философии.
Сами понимаете, что при отсутствии большого количества средств разруха в кадре только на руку. Большая часть реквизита состоит из личных вещей съемочной группы, остальное мы купили на свои деньги. Что-то повезло достать... Животных у нас в кадре необходимый минимум.
Картину мы первоначально планировали назвать “Прогулка”, но потом выяснилось, что такой фильм уже есть. И родилось название “Пат” (положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам. -
Прим ред.).
По сюжету фильма главные герои все время в пути - что, кстати, избавило нас от необходимости добывать транспорт, и предаются философским разговорам. По большей части акцент сделан на диалоги, а не на действие, которого в картине минимум.
Мой герой, бывший следопыт, всю дорогу проповедует людям о необходимости избавления от агрессии по отношению друг к другу и алчности. Кроме того, он ратует за объединение людей против общих врагов, к примеру, мутировавших зверей. Я сопровождаю военного, которого предало начальство. И по ходу действия нам встречаются разные люди - гражданские, военные, “стервятники”, мародеры и другие.
Все натурные съемки проводились близ Капшагая, на территории недостроенного завода робототехники. Голый остов этого завода среди трав выглядит очень постапокалиптично. В кадр попало несколько танков, нам разрешили их снять проезжавшие мимо военные.
Некоторое внимание мы, конечно, уделили и компьютерной графике - все-таки наш режиссер обучался этому в Питере.
Съемочный процесс занял около трех недель. В самую жару. А сейчас картина находится в стадии монтажа.
- Даже не учитывая скромный антураж картины, как Вам удалось уложиться в три тысячи долларов?
- Во-первых, стоимость профессиональной техники не входила в бюджет, а во-вторых, большая часть съемочной группы работала бесплатно, на голом энтузиазме. Платили мы, по-моему, только водителям. Из профессиональных актеров в картине занята только Алеся Нугаева из театра Натальи Новиковой, и ей это было интересно в качестве дополнительного опыта. Многие участники съемочного процесса выполняли несколько функций. Наш художник-постановщик параллельно играл в картине одну из ролей.
- Вы тоже совместили исполнение главной роли и функции продюсера. Продюсирование подобной картины, наверное, имело какие-то специфические черты. В чем заключалась Ваша роль в качестве продюсера?
- Вообще, деятельность любого продюсера заключается в том, чтобы создать все условия для съемок и для дальнейшей жизни картины. У нас в стране роль продюсера еще не осознана до конца. Большинство вместо того, чтобы организовывать инвестиции в картину со стороны частников или подобных им, берет средства у киностудии и считает, что так и должно быть.
Наш проект низкобюджетный, можно сказать: кино “для себя”. Поэтому о какой бы то ни было раскрутке и прокатах речи не идет. Но тем не менее мы возлагаем большие надежды на фестивальное будущее нашей работы и даже уже примериваемся к одному российскому фестивалю.
В планах у нас уже другая картина, сюжет которой будет разворачиваться в городе. |