|
Айгерим Бейсенбаева
Англичане спасли от смерти не одного литературного героя. Когда Артур Конан Дойл разделался со своим легендарным персонажем Шерлоком Холмсом руками профессора Мориарти у Рейхенбахского водопада, огорченные фанаты серии завалили писателя письмами с просьбой оживить героя.
Фанаты же всемирно известного волшебника Гарри Поттера во время написания последней части предупредили писательницу Джоан К. Роулинг о том, что если с их любимым героем что-то случится, то интерес к серии резко снизится. Как, вероятно, и уровень продаж, сборов и прочего. Это подействовало, и кровь мелкого кудесника писательница обещала не проливать
Экранизируя бестселлер, режиссер теряет возможность выставить себя этаким интриганом, удерживающим зрителя в заложниках два с половиной часа. И это не единственная проблема Дэвида Йетса. Еще ему было мучительно сложно впихнуть действия увесистой книги “Гарри Поттер и Дары смерти” в хронометраж одной картины. ...А позднее и в два отдельных фильма. С другой стороны, появилась возможность “растянуть удовольствие”, а главное, заработать дважды там, где обычно берут одну кассу. В любом случае, на пользу серии такое разделение явно не пошло. Как и первая часть “Даров смерти”, вторая получилась невнятной, мрачной историей без акцентов.
Вторая серия последней части “поттерианы” застает героев на том же месте, где зрители их оставили полгода назад. На первый взгляд кажется, что ничего не изменилось. Троица молодых волшебников ищет различной ценности предметы, содержащие душу главного злодея (яйцо в утке, утка в зайце...). Однако первые двадцать минут, лишенные мелодраматизма, показывают, что с подростковыми ревнивыми разборками покончено. И слава Йетсу. Теперь на первый план выходят серьезные взрослые дела - поиск крестражей, битва с Лордом и прочая “авада кедавра”. И тут уж начнется такое, что мертвые позавидуют живым, а пришедшие на сеанс “Гарри Поттера” - тем, кто выбрал “Трансформеров-3”.
К слову, эта сказка не для детей. Недаром рейтинг фильма ограничивает просмотр для всех, кому еще не исполнилось двенадцати. Тут и взрослый может вздрогнуть при виде окровавленной тушки Волан де Морта, устрашающих гримас многочисленных призраков или змеиной расправы над Снеггом. Даже не верится, что эта инфернальная история начиналась, как добрая сказка о маленьком волшебнике, который с трепетным восторгом погружался в чудесный мир начального образования в Хогвартсе. Все диалоги сведены к обмену короткими фразами по делу, знаменитый беззубый британский юмор упразднен, волшебство используется редко и в основном в целях кого-нибудь травмировать или убить. А большинство сюжетных линий из книги вырвано с корнем для того, чтобы нашлось место сценам штурма замка, эпичным баталиям в школьном дворе и прочим вещам в духе “Властелина колец”. Непонятно, что было после главной битвы добра и зла. Но, скорее всего, и добрых, и злых волшебников потом бросили на восстановление замка, уборку территории, а некоторых, в том числе и главных героев, отправили прямиком в Азкабан на отсидку за использование запрещенных заклинаний. Законы ведь для всех должны быть равны.
Вероятно, по причине выборочности визуализации сюжетных линий книги многие эпизоды фильма могут показаться нелогичными.
К примеру, в самом начале целых десять драгоценных минут экранного времени отводится идентификации волшебной палочки мегеры Беллатрисы Лестрейндж. В следующей сцене волшебные подростки изображают Беллатрису со спутником, проведывающую свой счет в банке, и зависают при невинной, казалось бы, просьбе удостоверить свою личность, предъявив палочку. Куда, спрашивается, они ее задевали за это время?
Дары смерти, подарившие название заключительной части, тоже были в большинстве своем разбазарены почем зря. Бузинной палочкой никто толком не воспользовался в тех сокрушительных масштабах, какие были заявлены. Оживляющий камень вызвал призраков родни Гарри, хотя, судя по фильму, призраки там и так невозбранно разгуливали, где вздумается, и активно лезли в дела живых.
Персонажи также не отличались убедительностью. Редкий фанат имел возможность пустить слезу над мытарствами героев. Персонажи отходят в мир иной по двое-трое, а то и целыми группами, однако все это подано так, как будто сражаться и погибать пачками за жизнь избранного подростка для школьников обычное дело. Верные спутники Гарри Поттера Гермиона и Рон за весь фильм сказали не больше сотни слов каждый. А персонаж Алана Рикмана Северус Снегг, который по идее должен быть одним из основных сюжетообразующих героев в последней части серии, мелькнул пару раз и нелепо умер, а его истории было уделено настолько мало внимания, что лучше бы его вообще не трогали.
Если акценты книги, драма и логичность изложения остались без внимания, тогда возникает вопрос, на что делали упор создатели? Скорее всего, на зрелищность и трехмерность. Последняя картина о Гарри Поттере была снята с расчетом на 3D, однако особой эффектности создатели не добились, и фильм лучше смотрится в обычном формате.
Тем не менее последний фильм про Гарри Поттера в серии, продержавшей зрителя десять лет подряд, заработал за первые выходные в североамериканском прокате рекордные 168 миллионов долларов, уделав по количеству сборов предыдущего лидера - “Темного рыцаря”. То есть под занавес компания Worner Bros. все-таки выжала все возможные материальные чудеса из серии о юном волшебнике. |