|
Айгерим Бейсенбаева
Право на место под солнцем имеют все. Очередной проект на тему толерантности представила творческая группа Общественного фонда AURORA, работающая более пятнадцати лет над созданием социальных фильмов и роликов.
Три года назад группа под руководством режиссера Рубена Казаряна начала разрабатывать проект “Право на место под солнцем”. На счету коллектива уже два фильма - “Здравствуйте, это я” и “Дороги”, снятых в жанре документально-игрового кино. Темы, затрагиваемые в картинах, актуальные и животрепещущие - проблема взаимоотношения общества и инвалидов, толерантность в вопросах вероисповедания. Очередной фильм посвящен проблеме людей, живущих с ВИЧ-инфекцией
Документально-игровой фильм “Надежда”, заставляющий человека задуматься о ком-то, кроме себя самого, поднимает проблему ВИЧ и СПИДа в Казахстане. Проект призван показать обществу истинное положение вещей, но не посредством нудного морализаторства, присущего социальным роликам, и призывов к терпимости, а с помощью реальных историй, наглядно показывающих изнанку жизни.
Основная тема картины - ВИЧ - не повод ставить крест на человеке и отворачиваться от него. Герои фильма рассказывают, что можно жить рядом друг с другом, не опасаясь инфицироваться, и что ВИЧ-положительные люди могут иметь здоровых детей.
Фильм “Надежда”, сюжет которого основан на реальных событиях, состоит из четырех отдельных историй. К примеру, одна из частей картины - интервью с человеком, попавшим в эту трудную ситуацию, который не опустил рук и даже помогает другим, живущим с ВИЧ, справиться с этой бедой. Кроме этого заинтересованного зрителя ожидают три истории о различных эпизодах из жизни людей, столкнувшихся с этой проблемой. В картине задействованы профессиональные актеры, такие как Тасбулат Омаров, Елена Тайматова, Алексей Кащин, Арсен Умурзаков и другие.
Подробнее о проекте рассказывает режиссер ленты Рубен Казарян:
- Расскажите о том, как появилась идея снять подобный фильм. Насколько я помню, Вы планировали снять трилогию. Кто помогал Вашей команде в поиске нужной информации и подаче материала, а главное - в финансировании проекта?
- Весной 2010 года меня пригласили на тренинг, который проводило ЮНЕСКО по правильной подаче темы “ВИЧ и СПИД” на ТВ. На этом тренинге были и теория, и практическая часть... И мы встречались с ВИЧ-позитивными людьми. В процессе этого общения и пришла идея сделать игровой фильм с вставкой интервью человека, живущего с ВИЧ. Я написал сценарий. Сначала это был фильм из трех частей, но по окончании съемок пришла идея снять еще одну историю. И, думаю, эта доснятая часть встала на свое место.
Финансовую поддержку в создании фильма нам оказали компания “Шеврон” и Республиканский центр по борьбе со СПИДом на средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Это впервые в истории нашего фонда, когда коммерческая компания и государственное учреждение помогают сделать социальный фильм по нужной обществу теме.
В консультациях и информации по фильму нам помогали тренерская группа ЮНЕСКО и ОФ “Казахстанский союз людей, живущих с ВИЧ”. Работа над фильмом велась в хорошем рабочем режиме. Вся съемочная группа с удовольствием работала и в дневное, и в ночное время. И оператор Володя Старыгин, и видеоинженер Дима Киселев, композиторы Кайрат Аубакиров и Сауле Атабекова (LELOO), автор и исполнитель песни Диана Жигалова (“Нарада”) и другие - все работали с полной отдачей.
- Были ли сложности в подаче темы и на что, по-Вашему, было важно поставить акценты?
- ВИЧ и СПИД - сложная тема. Когда общаешься с ВИЧ-позитивными людьми, надо быть очень корректными. И подавать эту тему надо очень аккуратно. Важно отношение к людям, живущим с ВИЧ. Никто не застрахован от этого вируса, и уже не работает схема “группы риска”, когда мы можем спокойно жить, считая, что только группы риска подвержены ВИЧ. Сегодня этих границ нет. Есть только рискованное поведение.
- Тема предыдущего фильма, рассматривающего межрелигиозные конфликты, была подана достаточно жестко. Каких принципов подачи Вы придерживались в новой ленте?
- Как и в предыдущих фильмах проекта “Право на место под солнцем”, сценарий фильм “Надежда” написан на основе реальных историй. И то, что происходило в настоящей жизни ВИЧ-позитивных людей, мы и постарались показать с помощью актеров. И я считаю, что зритель во время просмотра фильма не должен расслабиться, а должен получить те эмоции, ту информацию, ту идею, которую мы вложили в этот фильм.
- Чем обусловлен выбор жанра документально-игрового кино? Чем он привлекателен для Вас как режиссера?
- Этот жанр не дает зрителю расслабиться. Как только зритель начинает сомневаться и думать, что в игровом кино можно и приврать, он получает документальные кадры, подтверждающие ход игрового сценария фильма. Думаю, зритель не должен выходить с сеанса удовлетворенным и всем довольным. Нужно оставлять ему тему для размышлений. Заставлять возвращаться к ней. Заставлять думать.
- Что составляет документальную часть картины?
- Документальная часть фильма - это интервью с человеком, живущим с ВИЧ. Он сам попал в эту ситуацию, и сегодня он, несмотря на свою болезнь, помогает другим ВИЧ-позитивным людям, которые нуждаются в нужных словах и в его поддержке. |