|
Айгерим Бейсенбаева
Самая главная премьера весны художественный фильм “Небо моего детства” повествует о жизни первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Художественная картина режиссера Рустема Абдрашева, подарившего нам такие фильмы, как “Подарок Сталину” и “Остров Возрождения”, заставляет зрителя абстрагироваться от существующего политического образа главы государства и посмотреть на героя как на простого человека, маленького мальчика Султана, который, как и многие в детстве, мечтал стать летчиком
Картина “Небо моего детства”, очередное творение режиссера Рустема Абдрашева, была снята на базе студии “Казахфильм”. Это не просто биографический фильм, а масштабное кинополотно, описывающее жизнь послевоенной КазССР, на воплощение которого ушло полтора года и три миллиона долларов. Сценарий картины был написан по мотивам книг Нурсултана Назарбаева “Эпицентр мира”, “Без правых и левых” и “В сердце Евразии”. По словам режиссера фильма Рустема Абдрашева, идея подобного проекта витала в воздухе давно, но многочисленные предложенные сюжеты отвергались:
- Когда мне предложили разработать этот замысел, я сел за написание сценария с Шахимарденом Кусаиновым, известным драматургом, который в свое время писал сценарий для фильма “Балкон”. Почему именно с ним? Это человек, который жил в то время, помнит ту эпоху, а главное - его детство пришлось на тот период.
Сам я, конечно, успел застать советскую эпоху - помню, к примеру, как нас, школьников, посылали читать стихи перед Брежневым, Кунаевым... Но все равно очень сложно снимать то, чего не довелось узнать самому. В какой-то мере наш фильм - очередная попытка вернуться в ту эпоху, попытаться по-новому взглянуть на те или иные явления.
Мы живем в постсоветский период, и после обретения независимости как никогда остро встает вопрос о неком переосмыслении многих исторических моментов. Попытки переосмысления некоторых явлений я делал в своих предыдущих работах “Остров Возрождения” и “Подарок Сталину”. И новая картина в каком-то плане историческая. Она уносит зрителя в период с 1938 по 1957 год. Рассматривая судьбу отдельно взятого героя, можно взглянуть на события того времени по-новому.
Создание подобной картины сопряжено с обширной исследовательской работой. Мы прочитали все, что нам могло пригодиться. Активно работали с материалами музея первого президента, встречались с его современниками, одноклассниками и другими людьми, так или иначе знакомыми с Н.А.Назарбаевым.
- Создание биографического фильма в какой-то мере сковывает режиссера, ведь показать надо только то, что есть. Получилось ли что-нибудь гармонично присочинить, домыслить?
- При написании сценария мы с Шахимарденом всеми силами старались уйти от каких-то биографических деталей в художественность, но некоторые реальные факты были настолько убедительны, что мы не смогли оставить их без внимания. Жизнь пишет сценарии лучше, чем любой драматург, а кино - это иллюзион, в который с помощью художественного вымысла затягивает зрителя. Потому мы по-настоящему разрывались между реальными фактами и вымыслом, не зная, чему отдать предпочтение.
- Ваша картина делает попытку создать своего национального кинематографического героя, коих так не хватает подрастающему поколению. Вы, как главный создатель картины, постигли секрет личности? Как закалялась сталь?
- Мы считаем, что в казахском кино появился новый герой. Но к вопросам становления мы подошли тоньше. Характер человека куется в детстве. Поэтому картина “Небо моего детства” - это художественная попытка осмысления эпохи через призму детских воспоминаний. Без всякого пафоса, совершенно искренне.
Самое главное кинематографическое правило гласит: режиссер должен искренне любить своих героев. Я прочитал книги, и меня удивил тот факт, что, несмотря на политический характер произведений, кое-где встречаются лирические отступления. В них Нурсултан Абишевич вспоминает конкретные эпизоды из своего детства, которые помогали ему в принятии каких-то решений в настоящем. Частенько он оборачивался назад, чтобы вспомнить все то, что в него закладывала любящая бабушка, родители.
- Зрители не могли не заметить потрясающие виды и пейзажи в картине. Степи, горы, поле маков... Где вы снимали фильм?
- Село Чемолган, где прошло детство героя, за эти годы изменилось и стало таким городом-спутником Алматы. А через некоторое время, возможно, станет и одним из микрорайонов Южной столицы, если дело будет продвигаться такими темпами. Поэтому мы снимали не в селе, а в некотором отдалении от него - на плато Ушконыр в Заилийском Алатау.
За несколько лет до проекта я проезжал в тех местах, и в голове мелькнула мысль о том, в каком же красивом месте родился наш президент. Кто хоть раз был на Ушконыре, не мог не заметить, какое там удивительное небо. Это место облюбовали дельтапланеристы - роза ветров, вероятно, там уникальная. Находясь там, ловишь себя на мысли, что хочется взлететь в небо. Когда стоишь на краю горы, хочется подняться, воспарить... у любого человека, не лишенного некоего романтизма, возникают подобные чувства. Хотя, думаю, что даже распоследний городской сноб не удержится там от мыслей о полете.
Когда начали писать сценарий, я вспомнил те свои ощущения от Ушконыра, и подумалось мне, что мальчишка, чье детство прошло в тех местах, непременно мечтал стать летчиком. А когда начали читать книги, все эти интуитивные домыслы начали подтверждаться документально. Эта идея оказалась одним из реальных детских мечтаний нашего президента, о которых написано в его книге. Конечно, наш президент - персона официальная, общество не представляет его образ без каких-либо политических ярлыков. Но у нас он предстает простым человеком, который мечтал в детстве о простых, но чистых и возвышенных вещах, как любой ребенок.
|
Рабочие моменты съемки |
- Какую роль, помимо эпизодических, в качестве самого себя сыграл Нурсултан Абишевич в создании фильма?
- На протяжении всей работы велась активная переписка и обсуждение сцен с Нурсултаном Абишевичем. Мы, как истинные художники, расписали некоторые события так, как это нам виделось, а Нурсултан Абишевич прочитал, к примеру, наше описание пожара в одной из сцен фильма и сказал, что звучит-то оно, конечно, красочно, но на деле было совсем не так.
Реальная история пожара, как оказалось, не менее кинематографична. В тот год вокруг села бродило множество волков. Абиш отгонял огнем хищников, вследствии чего загорелась зимовка. Был большой пожар. А у казахов есть такая примета - когда рождается ребенок, семья каким-либо образом расплачивается за наследника. Имеются в виду жертвы и потери, которые несет семья. И чем значительнее будет жизнь новорожденного, тем, соответственно, больше потери.
- Президента в фильме сыграли четыре актера, в том числе пятилетний Елжас Алпиев, который сыграл главного героя Султана. Что можете сказать о работе с маленькими актерами? Наверное, очень трудно пришлось...
- Первые съемочные дни полетели в корзину, потому что ребенок еще не был готов работать на площадке. Дети они ведь, как пластилин, их нужно размять, подготовить, слепить нечто подходящее. Потом уже в процессе малыши на съемочной площадке наблюдали за тем, как работают взрослые. У нас много детишек снималось, и они все время бегали по площадке, превращая съемки в игру. Моя режиссерская методика заключается в том, чтобы начинать съемки с работы профессиональных актеров, а все непрофессионалы в это время присутствуют на площадке, и хотят они этого или нет, а опыт актерский перенимается. А дети еще более восприимчивы. И к концу съемок из нашего пятилетнего Елжасика, который никогда в кино не снимался, мы вылепили своего героя и неплохого актера.
Вообще, команда была отличная. Оператор-постановщик Александр Рубанов, в примеру, осуществил колоссальную работу. Технически были очень сложные съемки - с вертолета, с нескольких камер, работали две съемочные группы. Художественная работа была на высшем уровне. Сабит Курманбеков со своей командой воссоздавал картины той эпохи, так как картина у нас все-таки историческая.
Потрясающую музыку для нашего фильма написал композитор Куат Шильдебаев. Записана она была в Москве с симфоническим оркестром.
Бабушку главного героя играла Бибигуль Тулегенова, которая воплотила этот образ с непередаваемым профессионализмом. С ней очень приятно было работать, хотя ей съемки, конечно, давались нелегко, учитывая тяжелые экстремальные условия работы. |