|
Жанар Жанайдарова
Завершился второй фестиваль “Французское кино сегодня”.
В рамках кинофорума было показано семь французских картин производства 2009-2010 годов. Среди них лауреат Каннского фестиваля драма “Турне”, оскаровский номинант мультфильм “Иллюзионист”, лидер французского проката комедия “Таможня дает добро”, российско-французский фильм “Концерт”, а также драмы “Господин Никто” и “Облава”.
Представлять картины в Алматы приехали французские кинематографисты. Это сценарист “Турне” Рафаэль Вальбрюн, режиссер “Последнего полета” Карим Дриди, актриса из “Облавы” Рафаэль Агоге, а также российский актер Валерий Баринов, снявшийся в “Концерте”. Этот фильм является обладателем премии “Сезар-2009” в категориях “Лучший звук” и “Лучший саундтрек”
Картина “Концерт” будет близка многим зрителям стран СНГ. Во-первых, в фильме снялись российские актеры, во-вторых, режиссер Раду Михайляну запечатлел время эпохи Советского Союза.
И хотя сюжет неправдоподобен, но заставляет сопереживать и верить: отстраненный в 1981 году Брежневым от руководства оркестром Большого театра дирижер Андрей Филиппов нынче работает уборщиком. Однажды он обнаруживает в директорском кабинете факс из парижского концертного зала с просьбой срочно выслать на замену оркестр из Москвы. Андрей Филиппов (Алексей Гуськов) собирает оставшийся коллектив музыкантов, которых уволили из Большого театра 30 лет назад, и едет в Париж. Герой неожиданно находит в городе свою дочь (Мелани Лоран). Она и будет солировать некогда знаменитому музыкальному коллективу.
Валерий Баринов сыграл в картине роль бывшего сотрудника КГБ. Мы задали вопросы актеру, приехавшему представлять “Концерт” в Алматы в рамках Второго французского кинофестиваля.
- Фильм “Концерт” был воспринят публикой по-разному. К примеру, профессиональные музыканты отзывались о нем как о вымышленном, не имеющим ничего общего с правдой. Что скажете Вы?
- То, что музыканты в “Концерте” зарабатывали на гастролях, - такое могло быть 15 лет назад. Сценарий немного опоздал, он написан раньше. Режиссер Раду Михайляну не смог снять по нему фильм сразу, так как был занят в другом проекте. Мне кажется, это большой недостаток, из-за чего я даже не хотел сниматься, но соблазнился возможностью поехать в Париж и сыграть роль во французском кино. Результатом я остался доволен.
Могла ли такая ситуация быть с настоящими профессиональными музыкантами, которые 30 лет не брали в руки инструмент? Конечно, нет, такого быть не могло, но поверить тому, что люди остались преданными своему делу, искусству, возможно. Момент искусства - момент чуда. Помните, как мой герой говорит: “Господи, сделай так, чтобы я поверил в тебя!” - и это происходит.
“Концерт” снят в комедийном жанре, здесь есть определенный гротеск, допуск, поэтому, когда смотришь кино, оно настолько захватывает, что уже не думаешь о недочетах режиссера, сценариста. Если придираться к мелочам, то да, многих фактов не могло быть. Например, музыканты не пошли бы никогда пешком в аэропорт “Шереметьево”, не разграбили бы мини-бары в Париже, сейчас музыканты так себя не ведут. Я прощаю иронию над российскими музыкантами, но французы посмеялись так же над собой! Это комедия о прошлом времени, а с ним надо расставаться смеясь.
- В своих интервью Вы отмечаете, что часто играли отрицательные роли...
- Я не верю ни в хороших, ни в плохих людей. В каждом человеке намешано и того, и другого - 50 на 50 процентов. В одних обстоятельствах человек ведет себя так, в других - иначе. Что касается отрицательных персонажей, ничего нового искать не надо.
Станиславский однажды сказал: “Играя плохого, ищи, в чем он хороший”. Надо вызвать у публики сострадание к персонажу и к его злодеяниям, и тогда его поступки будут восприниматься не с оправданием, а с пониманием. Не бывает ничем не обоснованное зло. Человек от чего-то становится мерзавцем, если, конечно, он не больной. Важна природа зла, жестокости, тогда это имеет воздействие на публику и восприятие.
Когда я играю плохого человека, понимаю: в жизни никогда никого не убил. На экране я совершал поступки, на которые в жизни не способен, с помощью таких ролей избавляюсь от зла, выбрасываю негативную энергию.
Когда играю на сцене спектакль, особенно сложный и любимый, в этот день у меня ужасное настроение. Я весь день коплю другую энергию, злюсь, раздражаюсь; близкие знают, что ко мне лучше в этот день не подходить. К вечеру эта энергия меня переполняет, и когда открывается занавес, я ее из себя выталкиваю с колоссальной силой. Мне это доставляет удовольствие и поражает публику!
- В каких спектаклях, кинопроектах Вы сейчас заняты?
- Кинопроектов много. Завершен сериал “Последняя встреча”, где я снимался вместе с покойным уже Михаилом Кoзаковым. Это очень интересная работа режиссера Александра Аравина. Далее есть очень любопытный фильм “Дом ветра”. Не знаю судьбу сериала “Новости”. Снимаюсь еще в сериале “Нюрнберг. Ответный удар” о послевоенном времени.
Сниматься интересно и тяжело, приходится все время летать в Польшу. Возвращаюсь домой и сразу собираюсь на спектакль. Играю в ТЮЗе в пьесах “Черный монах” и “Скрипка Ротшильда”, играю Наполеона в Театре-студии киноактера, участвую в двух антрепризах. И репетирую сейчас Шекспира с Камой Гинкасом. Он делает действо “Шуты Шекспировы” не только о шутах, а о шутовстве по отношению к творчеству Шекспира. Это молодежный стеб по поводу всех трагедий Шекспира и мира в целом, когда не замечаешь грани между комедией и трагедией. |