|
Жанар Секербаева
Азиз Бейшеналиев - один из самых интеллигентных и обаятельных современных актеров, который снимается и в Казахстане, и в России. На экране, даже если он играет злодея - внушает доверие и симпатию искренностью игры, открытостью характера.
Казахстанскому зрителю актер особенно запомнился по фильмам “Мустафа Шокай”, “Райские птицы”, “Кочевник”.
В 2011 году в прокат выйдут еще две картины с его участием
В отношении ролей
я всеяден
- В конце прошлого года состоялась премьера фильма “Одно звено” с Вашим участием. Его снял молодой режиссер Алексей Горлов. Вы часто соглашаетесь на проекты, которые снимают авторы, делающие первые шаги в кинематографе?
- Не в этом критерий моего выбора. Имеет значение, понравился мне сценарий или нет. Я говорю не о каких-то технических или драматургических недостатках и достоинствах, таким образом оценивать сценарий не умею. Оцениваю с точки зрения того, насколько захватывает история персонажа, его биография.
- В каких фильмах Вы закончили сниматься?
- “Ликвидатор” Ахана Сатаева и “Меч победы” Аси Сулеевой. Последний будет готов к лету. Это детское кино, которое, судя по ситуации с жанром, давно ждали.
- Вы чем-то увлекаетесь помимо кино?
- У меня нет хобби. Есть работа, семья и друзья. Вне рабочей жизни я не такой активный: не хожу на тусовки, не занимаюсь каким-либо видом спорта. Люди привыкли считать, что у актера обязательно должна быть внерабочая жизнь, не похожая на обычную. Ничего подобного. Актер такой же человек. Просто сведения о его жизни почему-то приобретают звездно-богемный оттенок для зрителей, читателей. Вот пишут, что у актрисы N появилась кошка, что же тут такого?! Это нормальное событие, не нужно придавать ему странного контекста. В этом отношении актер - обычный человек, просто профессия у него такая, что он все время на виду.
- У Вас есть заветная роль, которую Вы хотели бы сыграть? Алла Демидова некогда хотела сыграть Гамлета и сделала это.
- Я в этом отношении очень примитивен и всеяден. Между Аллой Демидовой и мной есть большая разница, хотя бы в уровне дарования и профессионализма, не говоря уже о гендерной дифференциации. У меня нет заветной мечты сыграть ту или иную роль. Не знаю, о чем это говорит: о всеядности, примитивности, безразличии. Мне просто нравится моя работа и все, что приходится играть, будь то Отелло или Ленин.
- Приглашают играть в театр?
- Нет, и я сам не хожу по московским театрам с самопредложением, потому что мне в принципе не нравится ситуация - ходить и предлагать себя. Сейчас это нормально, когда актер ходит по театрам, делает показы, просит партнеров подыграть ему, упрашивает худрука посмотреть в надежде на то, что его возьмут в труппу. Наверное, я пока не нужен театрам, поэтому работаю в кино.
- Появился ли за Вами шлейф ролей? К примеру, когда режиссеры видят в Вас образ героя - человека, который меняет ситуацию в фильме и заставляет нас размышлять, расширяет понимание о предмете, событии?
- Насколько я знаю, героическое начало - одно из основных понятий драматургии. Действие, совершаемое персонажем, в результате которого меняется сюжет, ситуация, атмосфера, внутренний мир героя и вместе с этим что-то внутри у зрителя, испытывающего катарсис. Очищение души через сострадание трагическому персонажу. Другое дело, что невозможно такие высокие требования предъявлять к каждому произведению драматургии или кинодраматургии.
- Вы не хотели стать режиссером? Часто у актеров появляется такое желание.
- Нет, никогда. Дело в том, что я учился на режиссерском отделении в студии при Русском драмтеатре в Ташкенте, и у меня не было шанса поступить, если бы поступал на актера с моим восточным типажом. Поэтому схитрил и поступил на отделение режиссуры. Я знал, что учиться студенты будут вместе и многие дисциплины будут общими. Так оно и было, и если до этого времени были сомнения, а не стать ли мне режиссером, за время учебы понял, что мой путь - учеба на актера. Не представляю, что такое режиссер, видение пьесы или сценария, я не режиссер по природе своей и никогда этим заниматься не буду.
- А в роли сценариста?
- Если бы правильно умел оценивать сценарий, как сказал вначале, охватывая взглядом целиком недостатки и достоинства, может быть, и думал бы о том, чтобы попробовать этому научиться. Сценарий оцениваю узко-актерски, имея в виду конкретного персонажа, которого предложили.
О неопределенности
кино
- Приходилось ли Вам жалеть о ролях, от которых Вы отказывались, когда не было времени?
- Однажды Баходыр Юлдашев в 2005 году звал меня на свою картину “Шима” (“Остров”). Картина о японском солдате, одном из всего гарнизона, который остался в 1945 году оборонять необитаемый остров. И герою фильма просто не сообщили о конце войны, и он оборонял этот остров до 1974-го. Бахадыр предложил мне главную роль журналиста, который попадает на остров и пытается объяснить солдату, что войны уже нет. Мне пришлось отказаться, потому что я был занят на съемках “Параграфа 78” и я об этом, конечно, очень сильно жалею.
Потом спустя два года, когда Баходыр показал картину, у меня появились дополнительные поводы сожалеть о своем отказе, но в тот момент я ничего другого не мог сделать.
- Ваши родные являются вашими зрителями, критиками?
- Они не задаются целью собрать полное собрание сочинений своего мужа и отца. Думаю, семья немного потеряла. Мой младший сын, посмотрев сериал “История летчика”, где я играл бандита, прошлым летом на отдыхе с бабушкой в пансионате, во время завтрака, сидя в столовой, очень громко заявил, что папа работает террористом. И родители, и дети, сидевшие с ними за одним столом, больше обедать с моими родными не садились.
- Над чем работаете сейчас?
- Знаете, в кино не бывает ничего, в чем можно быть уверенным. Это одно из самых ненадежных, а для актеров, людей зависимых в плане работы, видов искусства и профессиональной деятельности вообще. В кино все эфемерно. Я, например, считаю, что нельзя говорить о фильме, пока он не закончен. Могут быть сотни причин, по которым даже начатая работа никогда не выйдет на экран.
- Это заставляет быть всегда наготове?
- Да, откладывает отпечаток и на мышление, и на мировоззрение, и на восприятие себя и мира. Есть неопределенность. С одной стороны, ты ждешь, с другой - понимаешь, что надеяться нельзя, чтобы потом сильно не разочаровываться. Либо ты становишься более черствым, закрытым, сдержанным, чтобы обезопасить себя от наплыва отрицательных эмоций, либо есть вероятность срыва: многие люди не выдерживают такой ритм и уходят в запой или что-то еще. Это один из факторов профессионального риска. Любая профессия связана с какими-то минусами, но бывает и хуже. Например, один из видов обязанности военного - необходимость рисковать своей жизнью.
Досье “НП”
Азиз Бейшеналиев родился 15 марта 1971 года.
В 1990-1992 годах учился на Восточном факультете Ташкентского государственного университета на отделении китайской филологии. Затем поступил на режиссерское отделение при студии Русского драмтеатра в Ташкенте.
Сын известного кыргызского актера Болота Бейшеналиева.
Фильмография:
2011. “Ликвидатор”, “Лектор”.
2010. “Дворик”.
2009. “Семин”, “Прыжок Афалины”, “Осведомленный источник в Москве” (документальный), “История летчика”, “Дом на Озерной”.
2008. Мустафа Шокай”, “Махамбет”.
2007. “Сыщик Путилин”, “Параграф 78: пункт 2”, “Параграф 78", “На пути к сердцу”.
2006. “Райские птицы”, “Кочевник”.
2004. “Богатство”.
2002. “Трио”, “Дронго”.
1996. “Буюк Амир Темур”. |