|
Айгерим Бейсенбаева
Во время просмотра картины Дэвида Финчера “Социальная сеть” складывается стойкое ощущение того, что история в наше время творится как в режиме быстрой перемотки.
То, что происходило каких-то несколько лет назад, показано как дела давно минувших дней. И хотя история создания социальных сетей развивалась на наших глазах (и при нашем непосредственном участии), поверить в то, что им всего каких-то десять лет - очень сложно. Кажется, что они существовали всегда
То, что когда-то казалось абсурдным и походило на странный анекдот, сейчас в порядке вещей. Связь людей между собой никогда еще не прослеживалась так четко. И это даже слегка пугает. Фильм Дэвида Финчера, на первый взгляд, выглядит как обычная история успеха юного создателя Facebook, единственное отличие которой в том, что она еще не успела обрасти легендами, как другие подобные ей. Однако подобная картина о создателях телефонного аппарата тронула бы нас в гораздо меньшей степени, несмотря на то, что мы пользуемся телефоном в десять раз чаще, чем Интернетом. Возможно, это благодаря ощущению сопричастности к разворачивающимся на глазах у всего мира историческим событиям, значительность которых сложно переоценить. Что может еще так объединить и приравнять людей, как Facebook?
На самом деле то, что кажется типичной историей успеха, потом превращается в картину об идее. Идея, которая рождается спонтанно и начинает жить своей жизнью независимо от своего создателя. И миллиард, заработанный главным героем до своего двадцатилетия, кажется уже чем-то незначительным. Да и сам герой тоже.
Стандартный ботаник Марк Цукерберг что новый цифровой Юлий Цезарь. Он юный гений виртуального мира. Для него порушить надежную университетскую систему так же легко, как разложить пасьянс перед сном, и даже легче. Он вьет три нити разговора, виртуозно перескакивая с одного на другое, и нормальному человеку понять алгоритм его речи не представляется возможным. При этом он абсолютно нежизнеспособен и асоциален и именно таким предстает перед зрителями и девушкой Эрикой Олбрайт.
Как уже говорилось, сам Цукерберг в картине выглядит как простой статист. Этакий мелкий гений, создавший на досуге машину для порабощения человечества и рассеянно вытирая руки о полы халата, отошедший потом в темноту подсобки. Порабощенные люди готовы радостно преклоняться, подносить дары и деньги, а он пребывает в своем виртуальном мире без перерывов на еду и сон и не велит беспокоить. Именно так создавалась легенда по названием Facebook, завоевавшая человечество.
По сути, картина еще и о том, что виртуальная жизнь революционно подменяет реальную. Сцены с битьем посуды превращаются в мелкие препирательства со злыми смайлами в айсикью. Апогеем обычной картины могла бы стать сцена, в которой глобальное изобретение гения убивает, к примеру, возлюбленную героя, и он, осознав то, что натворил, рвет на голове седины. Но в фильме про социальные сети такого апогея нет и не может быть. И это, пожалуй, единственный минус фильма. Создал, из неудачника превратился в духовного наставника всей цивилизованной части человечества, нажил врагов, блекло и безынициативно расправился с ними. Занавес. Сухая статистика под жизнеутверждающую композицию “Битлз”.
По сути, главный герой не показан какой-то по истине гениальной легендарной личностью.
Гораздо более значительными и реальными выглядят второстепенные персонажи. Юный делец Эдуардо Саверин, выложивший подъемные средства, Шон Паркер в исполнении Джастина Тимберлейка, чопорные идентичные гребцы Винклвосы, какие-то случайные подружки - все они создают некое подобие страстей вокруг спокойного отрешенного Цукерберга. Да и их конфликты кажутся слегка надуманными, даже когда дело касается миллионов.
Изложение сюжета может показаться несколько запутанным, примерно как речи главного героя, который склонен перескакивать с одного на другое по странной, понятной только ему одному, системе. Где прошлое, а где настоящее - разобраться иногда бывает несколько затруднительно, тем более что все события укладываются в какие-то несколько лет.
Явным достоинством можно считать диалоги, в основной массе получившиеся действительно остроумными. Небанальные шутки, глубокомысленные цитаты оправдывают местами незначительные действия.
В целом фильм трогает не захватывающим сюжетом, неожиданными поворотами событий, харизматичными героями или еще какими-либо кинематографическими приемами, а самыми банальными ситуациями, знакомыми каждому. Кто не обновлял страницу десятки раз в ожидании письма? Есть ли ты на фэйсбуке? Этот вопрос прочно вошел в наш обиход. Рассорившись с приятелем, мы первым делом торжественно выносим его имя из списка контактов. И делаем еще кучу незначительных мелочей с самым серьезным выражением лица, создавая нешуточную бурю в стакане воды. |