|
Айгерим Бейсенбаева
Фильм, в котором задействован всего один персонаж, лежащий полтора часа в грубо сколоченном тесном ящике, на словах может показаться довольно скучным и скорбным зрелищем. Однако такие мысли вылетают из головы при первых же минутах просмотра картины “Погребенный заживо”, уступая место безотчетному страху, безосновательному чувству удушья и внезапно нахлынувшему приступу клаустрофобии даже у тех, кто этим не страдает
По-настоящему страшные фильмы пугают не выпрыгнувшими из-за угла монстрами, не навязчивыми психопатами с бензопилой, не меланхоличными отрешенными призраками, а суровой правдой. Увидев обратную сторону ставших уже привычными явлений, понимаешь - до чего же это страшно.
Новая картина режиссера Родриго Кортеса “Погребенный заживо” обходится без долгих прелюдий, какие могли бы подчеркнуть трагизм сюжета, и сразу ввергает в шок. Ничего лишнего - ни наполненного благополучием и ностальгическими нотками пролога в духе “за два года до описываемых событий”, ни черно-белых опять же ностальгически окрашенных флэш-бэков - кусков воспоминаний о светлом прошлом. Сразу кромешный мрак, щелчок зажигалки - и короткий мрачный спектакль начинается.
Шофер-контрактник частной американской компании, работающей в Ираке, во время нападения на колонну грузовиков теряет сознание. Очнувшись, он понимает, что был заживо заколочен в деревянный ящик и зарыт неизвестно где. С этой минуты начинается его собственная психологическая и физическая борьба за жизнь в тесном изолированном пространстве. Чтобы выбраться из ловушки, ему отводится всего несколько часов времени - пока хватает воздуха.
Через десять минут паники и удушья герой обнаруживает, что для связи с миром на поверхности у него остался сотовый телефон, и вот тут-то и начинается настоящая трагедия. Борьба человека за собственную жизнь со сложившимися обстоятельствами, терроризмом, системой и человеческим безразличием.
Сравнение со спектаклем неслучайно. Благодаря зловеще минималистичному антуражу все действо можно развернуть и на театральной сцене. Трагические истеричные диалоги больше походят на монологи, учитывая то, что к герою практически никто из внешнего мира не прислушивается. Визуальная часть сведена к минимуму, зато сама атмосфера, пугающая реалистичность действия, которое разворачивается как будто здесь и сейчас, превращает фильм в страшный камерный спектакль.
В такой казалось бы скупой на действие и смены планов картине нашлось место и для трагедии абсурда, и для мрачного юмора, драмы, борьбы с ползучим гадом. Надежда на выживание сменяется отчаянием, которое в свою очередь уступает место бессильной злобе, и все это за какие-то несчастные несколько минут. Отсутствие каких-либо других планов, кроме тесных стенок гроба в противовес сложившейся в последнее время тенденции наворачивать фильм тоннами спецэффектов, усугубляет тягостное настроение в сто крат. Зато речи героя и те незначительные действия, что он способен произвести в сложившейся ситуации, рождают множество ярких зрительных образов в головах людей.
Спокойно смотреть на это очень сложно. Это, наверное, один из тех редких случаев, когда просьба выключить сотовые телефоны была услышана зрителями - все время, пока шла картина, в зале стояла тишина. Эта картина относится к разряду тех, при просмотре которых сложно поверить, что все происходящее на экране - работа режиссера, до такой степени она пугающе реалистична.
Конечно, смотря на эту режиссерскую и актерскую работу, подкрепленную поистине спартанским антуражем, начинаешь задумываться: много ли средств нужно потратить, чтобы создать нечто подобное? Кажется, затраты на производство фильма сведены к минимуму, что, конечно, не уменьшает достоинств картины, а скорее опровергает сложившуюся в последнее время традицию оценивать картину исключительно по бюджету и занятости в ней каких-либо звезд.
К слову, главную и по сути единственную визуальную роль в картине сыграл актер Райан Рэйнольдс. И то, что в импровизированном гробу ворочался не Бред Питт, делает зрелище намного более реалистичным, так как давно доказано, что зрители подсознательно меньше сопереживают персонажу, если он сыгран звездным актером, осознавая, что с ним все равно ничего плохого не случится и он выйдет невредимым. Как будто участие звезды уже гарантирует хэппи-энд.
Не слишком узнаваемое лицо Рэйнольдса оказалось самым удачным вариантом, чтобы зритель проникся искренним страхом за его жизнь. Бред Питт вряд ли бы смог сыграть человека, от которого отвернулся весь внешний мир, звучащий в картине вежливыми голосами автоответчиков, работодателей, сотрудников спецслужб и так далее.
По сути эта мрачная картина с подчеркнуто скупым антуражем является не напоминанием о бесконечной жестокости мира и о равнодушии людей, а скорее наоборот - покинув темный зрительный зал, первым делом хочется вдохнуть полной грудью несвежий городской воздух и радоваться жизни.
По-настоящему жизнеутверждающие картины, способные тронуть зачерствевший разум зрителей, среди терабайтов компьютерной графики в наше время встречаются все реже. |