|
Айгерим Бейсенбаева
Социальный проект “Право на место под солнцем” существует всего второй год, но за это время творческая группа Общественного фонда Aurora подготовила уже две работы, рассматривающие острые социально значимые темы.
Фильм “Здравствуйте, это я” был посвящен теме толерантности к инвалидам, новая же картина “Дороги” рассматривает проблемы отношений между представителями различных религий
Первой работой, вышедшей в рамках долгосрочного проекта, стал фильм “Здравствуйте, это я”. Документально-игровая картина затрагивала проблемы инвалидов. Фильм рассказывал о том, как человек с ограниченными возможностями проживает свой день, с какими неимоверными сложностями ему приходится сталкиваться постоянно и как тяжело ему находить средства на лечение.
До проекта “Место под солнцем” творческая группа занималась только документальными картинами. Фильм “Здравствуйте, это я” позиционируется как документально-игровой, так как он содержит и документальную съемку, и игру актеров. Новый фильм “Дороги” снят в том же формате. Картина еще не готова и находится на стадии озвучивания.
О новом проекте рассказывает режиссер картины и руководитель творческой группы Рубен Казарян:
- Проект “Место под солнцем” начался в 2009 году. Идея принадлежала моему другу Адаму Капанову. Режиссурой, сценариями и заявками занимаюсь я. Творческая группа сложилась еще задолго до начала работы проекта. У нас работают достаточно известные люди, такие как Владимир Старыгин, Хамид Саликов. Настоящие профессионалы.
- На какие средства снимаются картины?
- Финансирование частично идет за счет американского посольства, остальное - от нашего Общественного фонда Aurora. Американскому посольству наш первый фильм пришелся по душе, и уже второй год они нам помогают средствами.
- Легко ли ощутима грань между достоверными, реальными сюжетами и игрой актеров? Возникали ли трудности во время съемок документальных моментов?
- Сложности возникали даже во время съемок игровых сцен. Возникали напряженные ситуации, которые мы еле успевали блокировать. Отношение к некоторым религиям не во всех районах у нас, мягко говоря, однозначно.
Кроме того, сам главный актер прошел своеобразный путь и даже получил жизненный урок терпимости. Сам он исповедует одну религию, но в процессе съемки ему пришлось вникнуть в особенности других. И люди его же религии, видя, что он одет согласно канонам другого духовного течения, относились к нему враждебно. Некоторые эти сцены документально восстановлены в нашем фильме. Некоторые нашли отражение в игровых моментах.
Как минимум, одному человеку - актеру, исполнившему главную роль, фильм уже оказался полезен. Главный герой изменил свое отношение к этому вопросу.
- Профессиональные ли актеры заняты в картине?
- Актеры, по большей части, не профессиональные, но достаточно артистичные. Мы стараемся добиться хорошего результата. Могут быть задействованы и студенты Академии искусств имени Жургенова. Профессиональные актеры есть, правда, их немного.
- Почему в новой картине Вы поднимаете именно тему толерантности между представителями различных религий?
- Мы посчитали, что эта тема достаточно животрепещущая. Наша страна многонациональная, и потому для нас эта тема актуальна. Мы стремились создать картину, которая может показать наши отношения друг к другу, такие, какие они есть на самом деле.
Сюжет для такого рода фильмов необычный. На долю главного персонажа выпадает три роли. Герой сегодня исповедует одну религию, в следующей части фильма он принадлежит уже к другой. Все ситуации в картине взяты из жизни и уже в этом они документальны и достоверны. Сюжет создан по рассказам очевидцев ситуаций, которые позже нашли отражение в фильме. Перед написанием сценария мы много общались с разными людьми.
Что касается основного персонажа, то его характер сложен, он не положительный и не отрицательный. Как это обычно и бывает в жизни.
- Какие темы Ваша творческая группа планирует поднять в будущем?
- В дальнейшем мы хотим обратиться к проблеме ВИЧ. Это будет трилогия, и уже готов сценарий. Картина будет состоять из трех частей - коротких историй. Один фильм будет полностью документальный - человек расскажет свою историю, и два фильма игровых.
- По окончании работы над двумя фильмами на острые социальные темы Вы можете сказать, с помощью каких приемов можно достучаться до сознания людей? Считается, что человек задумывается над, казалось бы, никак не касающейся его проблемой, только когда его выводят из зоны комфорта? Вы показываете что-то такое, что может шокировать?
- Надо просто показывать все, как оно есть. Мы в процессе съемок использовали разные приемы, начиная от демонстрации опасных моментов, которые могут напугать, до сатирических.
На мой взгляд, самый оптимальный подход к социальной тематике - это показ ситуаций типа “что случается, если...”. И при этом максимально реалистично и жестко. И фильм ни в коем случае не должен заканчиваться хэппи-эндом, так как он оставляет ощущение, что проблема разрешилась и думать об этом больше не нужно.
- То есть тяжелое такое послевкусие от фильмов?
- Обязательно. Только тогда люди начинают задумываться. |