|
Айгерим Бейсенбаева
Поучительных кинематографических историй об учителе и его старательном ученике немало. Но что получится, если ученик - сын Уилла Смита, а его наставник не кто иной, как сам Джеки Чан?
Режиссер Харольд Цварт представил публике свою версию хита 1984 года The Karate Kid, в которой маленький парень-тюфячок с помощью своего восточного учителя добивается успеха и побеждает своих врагов.
В середине восьмидесятых этот фильм побудил мальчишек и даже некоторых девчонок стройными рядами податься в секции карате. Сегодня, возможно, эта же история заставит детей хотя бы оторваться от мониторов компьютеров
Как известно, зло может быть сильнее добра, так как оно не стесняет себя в средствах достижения победы. Поставить подножку, напасть впятером, но такие фильмы, как “Карате-пацан” доказывают, что и добро должно быть с кулаками.
По замыслу режиссера новой картины, развить историю с честными поединками и уличными потасовками лучше всего было на родине восточных единоборств - в Китае. И многих, возможно, интересовал вопрос, почему фильм называется “Карате-пацан” на японский манер, а не “Кунг-фу” - как называют восточное единоборство китайцы.
Разница, по мнению создателей, для многих непринципиальна, и чтобы понять, в чем отличие и чем объясняется название, надо посмотреть фильм. Кроме того, в английском варианте название римейка просто осталось идентичным оригиналу.
Русский же перевод сделал название несколько ироничным.
Малыш Дре переезжает со своей мамой из Детройта в Пекин. И, конечно, по приезде испытывает настоящий культурный шок. Но помимо чужой культуры на него наваливается и местная шпана, не дающая ему проходу на китайских улицах и без того с затрудненным движением. Враг оказывается слишком сильным, чтобы дать ему отпор в одиночку, и на подмогу Дре приходит местный слесарь мистер Хан (“Мама, это же Китай, здесь даже слесарь знает кунг-фу!”).
Дальше - известная история становления маленького воина буквально с нуля с помощью бесконечного надевания и вешания одежды, бега по большой китайской стене, питья борцовской воды и прочих хитрых и философских ритуалов.
Сюжет, конечно, банален, но особое обаяние ему придают характеры главных героев. Да и начало может показаться несколько затянутым. Во всяком случае, казалось, что учитель с учеником никогда не встретятся, так долго тянулась завязка. В остальном же получилось хорошее, складное кино с правильно расставленными акцентами. Где надо забавное, где надо драматичное.
Джеки Чан отошел от амплуа простого и суетливого парня, при всей своей комичности способного обратить врагов в бегство сотней способов без использования рук. Он и здесь может побить неприятелей, даже не ударив их ни разу, или сделать так, чтобы они побили себя сами, однако эти хитрые приемы он исполняет с какой-то меланхоличностью на лице, как бы сетуя, что его оторвали от вечернего сериала. Стареющий, нелюдимый слесарь с восточной хитрецой не рвется в наставники, однако, взявшись за дело, он старается раскрыть не только физические способности ученика, но и духовную сторону борьбы.
Младший Смит, без сомнения, обаятелен. И в фильме берет не только привлекательностью образа, а по-настоящему взрослым профессионализмом.
По признанию маленького Джейдена, учился восточным единоборствам он около года, а актерское мастерство, должно быть, передалось по наследству от актеров-родителей. Все сложные борцовские приемы и трюки в фильме актер исполнял сам, необычная скорость, с которой он это делал, поразила даже его коллег по цеху. Воспитание борца происходило не только на экране, но и за кадром.
При том, что главный герой - ребенок, режиссер отказался называть картину детским фильмом. По его словам, драматизм и глубокая философия делают его картиной для взрослых. Многих же зрителей может поразить такое обилие сцен по-настоящему взрослого боя между детьми, настолько реалистично они были сняты.
Зрелищность многим фильмам придает экзотика страны, в которой снималась картина. “Карате-пацан” не оказался исключением. Съемки на Великой китайской стене, подъем к храму восточных единоборств на вершине высокой горы и даже сцены в Запретном городе, в котором снимать не полагается. “Запретный город - одно из волшебнейших мест в мире, - рассказывает режиссер. - На самом деле двери, которые вы видите открывающимися в трейлере, не открывались с тех пор, как умер последний император. И даже фильм “Последний император” не смог их открыть. Но и нам было непросто: на все про все у нас было полтора часа после ухода всех туристов и посетителей. Приходилось буквально бегать”.
Как бонус выглядели и виды большого стадиона, построенного к Олимпийским играм в Пекине. Да и вообще экзотичность страны, элементы восточной философии и красочная подача проявлений китайской культуры сыграли картине на пользу, скрыв недочеты незамысловатого сценария. Никто, конечно, не сомневался, что добро победит, но как оно это в очередной раз сделает, смотреть всегда интересно, главное, чтобы продолжение картины оказалось лучше, не погубив саму идею съемки римейков.
|