ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Без прикрас Смотри в оба

Жанат Досхожина
Имя актера, сценариста и писателя Нурлана Санжара широко известно у нас в стране. Дети и взрослые нескольких поколений связывают его образ с фильмом казахской киноклассики “Меня зовут Кожа”. Однако теперь заслуженный деятель Казахстана и кандидат философских наук Нурлан Санжар больше озабочен успехами своих многочисленных учеников. Им он и адресует свою новую научную книгу “Творческая мастерская”

- Нурлан Санжарович, ваши таланты многосторонние: в детстве Вас снимали в кино, во взрослой жизни Вы пишете интересную прозу. В прошлом году мы рассказывали о Вашей повести “Ангелочек”. С чем связан такой широкий диапазон Ваших интересов?

alt
- Еще в юности я занимался научными поисками (смеется). На втором курсе филологического факультета моего первого института я увлекался казахским литературоведением. Даже занял первое место среди студентов, был направлен на конкурс Всесоюзной научно-практической конференции. А потом аспирантура. Работа в школе. И снова учеба, но уже во ВГИКе на сценарном факультете. Но наука - это тоже творчество, и там важен поиск истин. Это мне приносило всегда огромное удовольствие.
Человек не может всегда оставаться ребенком. Он должен ставить новые и более высокие задачи. Обязан перед самим собой, окружением и особенно перед молодым поколением. То есть, как удачно сказал один сатирик: “Мы сами создаем себе проблемы и сами их мужественно преодолеваем!” Но, если серьезно, преодоление проблем - это прежде всего качественный личностный рост каждого из нас. Мой отец это все называл самой жизнью.
Недавно телеканал “Хабар” пригласил меня на детскую передачу, чтобы я в эфире торжественно поздравил детей Казахстана с Международным днем защиты детей. Привели меня на съемочную площадку, вручили текст с поздравительной речью. А я щурюсь и пытаюсь прочитать этот текст. Дети смеются. Съемку остановили. Редактор программы помчалась в отдел распечатывать речь более крупным шрифтом.
Детишкам стало жалко своего героя - бедного Кожу. Но я им говорю: “Человек ведь не может полвека оставаться ребенком. Он должен немного взрослеть!..” А одна маленькая девочка в костюме феи мне говорит: “Как же так - вы же тот мальчик из пятого класса Кожа?..”
- В детстве Вы изрядно досаждали учителям. А теперь сами преподаете. Ирония судьбы?
- Вся наша жизнь - ирония истории. Наши учителя нам твердили: жизнь надо познавать не по учебникам, что высокие советские идеи приведут нас к счастью. На отрицание этой демагогии у многих из нас ушла самая лучшая часть жизни. Но ничего не попишешь, слов из песни той не выкинешь. Но лучших своих учителей я помню до сих пор. А мои ученики, думаю, ко мне относятся хорошо.
В любом учебном процессе есть важная вещь. Ты отдаешь ученику свои знания, но взамен ничего не ожидаешь. Тогда приходит успех. Ученик твой растет. А его успешный рост есть оплата твоему труду по твердому курсу моральной валюты. По этой причине и по причине многолетних моих творческих поисков и наблюдений я написал научную монографию для пишущей молодежи - молодых журналистов, драматургов, писателей.
Говорят, это редкий труд. Название само за себя говорит - “Творческая мастерская”. Теперь она успешно расходится среди новых абитуриентов. В этом году мне предложили набрать мастерскую сценаристов в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Представляете, я волнуюсь за них уже заранее, хотя еще не знаком с ними.
На первом курсе во ВГИКе мой мастер Евгений Иосифович Габрилович как-то иронично заметил: “Вот закончите ВГИК. Станете знаменитыми. Но я вам скажу, что при всех моих наградах и достижениях я ничему вас научить не смогу. Я могу только вам рассказать, как я работал всю жизнь”. Эти слова застряли у меня в голове.
Четверть века я открывал для себя свое ремесло. Много учился. Часто ошибался. Но всегда я следовал совету мастера - я много писал. Это приносило озарение.
Я занимался сначала психологией, а потом защитил кандидатскую диссертацию по философии. Мне интересна была всегда экзистенциальная философия. Это величайшее достижение философской мысли ХХ века. Она помогает понять внутренние механизмы творческого пути и созерцания творца. Но, исходя из первого противоречия, я монографию написал иначе, чем это делают обычные ученые.
Я написал ее в виде увлекательного рассказа о своем понимании творчества, искал ответы вместе с читателем на живых примерах жизни. Думаю, мой трудный опыт удался. Студенты с удовольствием покупают мою книгу. Потому что она становится нужна им как творческой личности на любом этапе самопознания.
- Давайте вернемся к кинематографу, с которого Вы начали свою жизнь. А что там теперь? Отчего Вы отошли от проблем кино?
- Да, я на “Казахфильме” почти не бываю, но проблемами кино занимаюсь в области теории драматургии. Наш кинематограф теперь на перепутье. Советского кино уже нет, а новое кино еще не народилось. Из прошлых лет важными были уроки постсоветского периода. Этот период я называю неудачным, потому что эти неудачи даны были всем нам в виде вразумления - как нельзя творить.
Другой поучительный урок - это период авторского кино в Казахстане. Режиссеры набирались опыта в попытке самостоятельно смоделировать уходящий мир, который им очень не нравился. Советское время они, не скрывая, ненавидят. Но другое время они не смогли увидеть. И это стало их личной трагедией и проблемой. С этим они все уехали из страны. Теперь пришло новое поколение. Это ребята-прагматики, и они пытаются осмыслить настоящий день.
Здесь возникает дилемма: а куда им идти? Кино наше стремительно коммерциализируется. Но путь голливудизации миру известен. Это тупик. Тут наши братья-казахи мало что смогут предложить нового. У нас нет западных высоких технологий. Даже мышление наше отстает от американского в кино, и это очень сильно заметно. По-прежнему остается нетронутой тема народного кино. Это благодатная сторона. Однако она требует не только знания быта глубинки народной среды.
Она больше требует зрелого интеллекта, знаний от режиссеров и авторов сценариев. К сожалению, в творческой среде появляются признаки духовного разлома. Нас стали делить на правильных и неправильных казахов. Это ужасно. Так не должно быть. Такое происходит прежде всего из-за необразованности, болезненного честолюбия и отсутствия таланта у некоторых. Нужно быть терпимее, доброжелательнее друг к другу.
- В своих интервью Вы уделяете много места телевизионному кино. Почему?
- Моя повесть “Ангелочек” хотя и стала известной книгой, но в кино себя заявить не смогла. Мои соавторы убили в сценарии самое лучшее - душу героев. Сериал в 13 серий, я считаю, не удался. Но на пространстве казахстанского телекино я с удовольствием хочу отметить работу режиссера Ахана Сатаева - его сериал “Братья”.
Это замечательная лента с точки зрения эстетики телевизионного художественного кино. Это, пожалуй, сейчас самый лучший телесериал. Но уже в эфир выходят другие теленовеллы. Эти работы, на мой вкус, чрезвычайно серые картины, хотя героев там режиссеры обряжают в самые яркие одежды. Главная ошибка у авторов в следующем. Одни мыслят снять сериал по известным лекалам большого кино, но в реальности снимают примитивное мыло. Другие заявляют свой проект мыльной оперой, но пытаются снимать телевизионный фильм. Наши киноведы отчего-то не разъясняют эти ошибки ни авторам, ни зрителям. Пока наш телеэкран показывает очень слабые работы.

Советского кино уже нет, а новое кино еще не народилось. Из прошлых лет важными были уроки постсоветского периода. Этот период я называю неудачным, потому что эти неудачи даны были всем нам в виде вразумления - как нельзя творить.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение