|
Жанат Досхожина
Имя актера, сценариста и писателя Нурлана Санжара широко известно у нас в стране. Дети и взрослые нескольких поколений связывают его образ с фильмом казахской киноклассики “Меня зовут Кожа”. Однако теперь заслуженный деятель Казахстана и кандидат философских наук Нурлан Санжар больше озабочен успехами своих многочисленных учеников. Им он и адресует свою новую научную книгу “Творческая мастерская”
- Нурлан Санжарович, ваши таланты многосторонние: в детстве Вас снимали в кино, во взрослой жизни Вы пишете интересную прозу. В прошлом году мы рассказывали о Вашей повести “Ангелочек”. С чем связан такой широкий диапазон Ваших интересов?
- Еще в юности я занимался научными поисками (смеется). На втором курсе филологического факультета моего первого института я увлекался казахским литературоведением. Даже занял первое место среди студентов, был направлен на конкурс Всесоюзной научно-практической конференции. А потом аспирантура. Работа в школе. И снова учеба, но уже во ВГИКе на сценарном факультете. Но наука - это тоже творчество, и там важен поиск истин. Это мне приносило всегда огромное удовольствие.
Человек не может всегда оставаться ребенком. Он должен ставить новые и более высокие задачи. Обязан перед самим собой, окружением и особенно перед молодым поколением. То есть, как удачно сказал один сатирик: “Мы сами создаем себе проблемы и сами их мужественно преодолеваем!” Но, если серьезно, преодоление проблем - это прежде всего качественный личностный рост каждого из нас. Мой отец это все называл самой жизнью.
Недавно телеканал “Хабар” пригласил меня на детскую передачу, чтобы я в эфире торжественно поздравил детей Казахстана с Международным днем защиты детей. Привели меня на съемочную площадку, вручили текст с поздравительной речью. А я щурюсь и пытаюсь прочитать этот текст. Дети смеются. Съемку остановили. Редактор программы помчалась в отдел распечатывать речь более крупным шрифтом.
Детишкам стало жалко своего героя - бедного Кожу. Но я им говорю: “Человек ведь не может полвека оставаться ребенком. Он должен немного взрослеть!..” А одна маленькая девочка в костюме феи мне говорит: “Как же так - вы же тот мальчик из пятого класса Кожа?..”
- В детстве Вы изрядно досаждали учителям. А теперь сами преподаете. Ирония судьбы?
- Вся наша жизнь - ирония истории. Наши учителя нам твердили: жизнь надо познавать не по учебникам, что высокие советские идеи приведут нас к счастью. На отрицание этой демагогии у многих из нас ушла самая лучшая часть жизни. Но ничего не попишешь, слов из песни той не выкинешь. Но лучших своих учителей я помню до сих пор. А мои ученики, думаю, ко мне относятся хорошо.
В любом учебном процессе есть важная вещь. Ты отдаешь ученику свои знания, но взамен ничего не ожидаешь. Тогда приходит успех. Ученик твой растет. А его успешный рост есть оплата твоему труду по твердому курсу моральной валюты. По этой причине и по причине многолетних моих творческих поисков и наблюдений я написал научную монографию для пишущей молодежи - молодых журналистов, драматургов, писателей.
Говорят, это редкий труд. Название само за себя говорит - “Творческая мастерская”. Теперь она успешно расходится среди новых абитуриентов. В этом году мне предложили набрать мастерскую сценаристов в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Представляете, я волнуюсь за них уже заранее, хотя еще не знаком с ними.
На первом курсе во ВГИКе мой мастер Евгений Иосифович Габрилович как-то иронично заметил: “Вот закончите ВГИК. Станете знаменитыми. Но я вам скажу, что при всех моих наградах и достижениях я ничему вас научить не смогу. Я могу только вам рассказать, как я работал всю жизнь”. Эти слова застряли у меня в голове.
Четверть века я открывал для себя свое ремесло. Много учился. Часто ошибался. Но всегда я следовал совету мастера - я много писал. Это приносило озарение.
Я занимался сначала психологией, а потом защитил кандидатскую диссертацию по философии. Мне интересна была всегда экзистенциальная философия. Это величайшее достижение философской мысли ХХ века. Она помогает понять внутренние механизмы творческого пути и созерцания творца. Но, исходя из первого противоречия, я монографию написал иначе, чем это делают обычные ученые.
Я написал ее в виде увлекательного рассказа о своем понимании творчества, искал ответы вместе с читателем на живых примерах жизни. Думаю, мой трудный опыт удался. Студенты с удовольствием покупают мою книгу. Потому что она становится нужна им как творческой личности на любом этапе самопознания.
- Давайте вернемся к кинематографу, с которого Вы начали свою жизнь. А что там теперь? Отчего Вы отошли от проблем кино?
- Да, я на “Казахфильме” почти не бываю, но проблемами кино занимаюсь в области теории драматургии. Наш кинематограф теперь на перепутье. Советского кино уже нет, а новое кино еще не народилось. Из прошлых лет важными были уроки постсоветского периода. Этот период я называю неудачным, потому что эти неудачи даны были всем нам в виде вразумления - как нельзя творить.
Другой поучительный урок - это период авторского кино в Казахстане. Режиссеры набирались опыта в попытке самостоятельно смоделировать уходящий мир, который им очень не нравился. Советское время они, не скрывая, ненавидят. Но другое время они не смогли увидеть. И это стало их личной трагедией и проблемой. С этим они все уехали из страны. Теперь пришло новое поколение. Это ребята-прагматики, и они пытаются осмыслить настоящий день.
Здесь возникает дилемма: а куда им идти? Кино наше стремительно коммерциализируется. Но путь голливудизации миру известен. Это тупик. Тут наши братья-казахи мало что смогут предложить нового. У нас нет западных высоких технологий. Даже мышление наше отстает от американского в кино, и это очень сильно заметно. По-прежнему остается нетронутой тема народного кино. Это благодатная сторона. Однако она требует не только знания быта глубинки народной среды.
Она больше требует зрелого интеллекта, знаний от режиссеров и авторов сценариев. К сожалению, в творческой среде появляются признаки духовного разлома. Нас стали делить на правильных и неправильных казахов. Это ужасно. Так не должно быть. Такое происходит прежде всего из-за необразованности, болезненного честолюбия и отсутствия таланта у некоторых. Нужно быть терпимее, доброжелательнее друг к другу.
- В своих интервью Вы уделяете много места телевизионному кино. Почему?
- Моя повесть “Ангелочек” хотя и стала известной книгой, но в кино себя заявить не смогла. Мои соавторы убили в сценарии самое лучшее - душу героев. Сериал в 13 серий, я считаю, не удался. Но на пространстве казахстанского телекино я с удовольствием хочу отметить работу режиссера Ахана Сатаева - его сериал “Братья”.
Это замечательная лента с точки зрения эстетики телевизионного художественного кино. Это, пожалуй, сейчас самый лучший телесериал. Но уже в эфир выходят другие теленовеллы. Эти работы, на мой вкус, чрезвычайно серые картины, хотя героев там режиссеры обряжают в самые яркие одежды. Главная ошибка у авторов в следующем. Одни мыслят снять сериал по известным лекалам большого кино, но в реальности снимают примитивное мыло. Другие заявляют свой проект мыльной оперой, но пытаются снимать телевизионный фильм. Наши киноведы отчего-то не разъясняют эти ошибки ни авторам, ни зрителям. Пока наш телеэкран показывает очень слабые работы.
Советского кино уже нет, а новое кино еще не народилось. Из прошлых лет важными были уроки постсоветского периода. Этот период я называю неудачным, потому что эти неудачи даны были всем нам в виде вразумления - как нельзя творить. |