|
Айгерим Бейсенбаева
Центрально-Азиатский пресс-клуб решил провести круглый стол, в котором приняли участие представители отечественного кино - председатель Союза кинематографистов Казахстана Игорь Вовнянко, режиссер Станислав Чернышов и пресс-секретарь АО “Казахфильм” Баубек Ногербек. Кроме того, активное участие в проведении круглого стола приняли преподаватели и студенты Центрально-Азиатского университета и Технико-экономической академии кино и телевидения
Главная тема, для обсуждения которой и был организован круглый стол, “Проблемы и перспективы развития казахстанского кино”, конечно, вызвала интерес у членов собрания. Но так как основную массу собравшихся составляли преподаватели и студенты алматинских вузов, самой горячей темой, вызвавшей наибольший интерес, стал вопрос: “Как современное кино, и в частности, казахстанское, влияет на подрастающее поколение”.
|
Игорь Вовнянко: Зритель не увидит наших фильмов, пока не будет принят закон о кино |
Как выяснилось в ходе обсуждения, современная образованная молодежь слегка устала от повсеместного засилья иностранного кинопродукта, который крутят в кинотеатрах, и хотела бы изредка смотреть что-нибудь и от отечественного производителя.
У поколения наших родителей, говорят студенты, были свои хорошие отечественные картины, в которых находили отражение их проблемы, страхи, чаяния. Картины, ставшие отражением своего времени, воспитавшие целое поколение людей.
Они и сейчас, признаются студенты, с удовольствием смотрят такие старые картины, как “Меня зовут Кожа” и “Девушка-джигит”, или более поздние, такие, как “Игла” Рашида Нугманова. Но хотелось бы, чтобы сейчас снимались ленты, ориентированные на ментальность молодого казахстанского зрителя, в которых бы нашли отражение современные проблемы...
В последнее время, конечно, снимаются картины, рассчитанные на новое поколение зрителя, например, продемонстрированный в кинотеатрах несколько месяцев назад “Рэкетир”. Но как такой фильм может повлиять на формирующееся сознание школьников и студентов? - задаются вопросом преподаватели.
Студенты же, в основном, придерживались такой точки зрения - современное казахстанское кино не может оказывать никакого влияния постольку, поскольку нет возможности его посмотреть, то есть для молодежи казахского современного кино просто нет. Имеет ли для них значение тот факт, что кино у нас в Казахстане снимается, если оно не доходит до зрителя?
На вопрос, почему казахстанский зритель не имеет возможности посмотреть отечественное кино, подробно ответил господин Вовнянко:
- Кинематограф - это составляющая культуры, оказывающая на массы наибольшую степень воздействия. Молодежь сейчас смотрит в основном голливудские боевики, а про отечественное кино даже не слышит. Почему у нас прокат завален иностранной продукцией? Потому что нет закона о кино, помогающего продвигать отечественную продукцию, то есть донести ее до зрителя.
Конечно, сейчас в кинематографической среде Казахстана много проблем, но нельзя ведь сказать, что раньше их не было.
В начале 90-х, в годы, тяжелые для всех, появился такой позыв - перевести всю кинопроизводственную систему на новые рельсы. Председателем Союза кинематографистов тогда был Ораз Рымжанов, и он очень четко подчеркнул необходимость перемен в кинематографической инфраструктуре. У нас была госплановская система, когда средства приходили сверху и кино снималось по заказу.
А вот продюсерское кино, другая модель производства, по которой работает весь мир, предполагает, в первую очередь, меру высокой ответственности. То есть продюсер отслеживает весь процесс выпуска картины, и ответственность за фильм, начиная от первой строки сценария и до проката ленты, полностью лежит на нем. Тогда эта модель не была принята ни правительством, ни самими кинематографистами. Государственная поддержка была полностью направлена на деятельность АО “Казахфильм”, а там уже решалось, кого из авторов поддерживать, а кого нет. Таким образом, не было создано конкурентной среды - непременного условия для развития.
Поэтому в последние несколько лет члены Союза кинематографистов, говорит господин Вовнянко, при любой возможности заявляют о том, что отечественное кино не будет двигаться вперед, пока Казахстан не примет правил рыночной экономики, то есть модель продюсерского кино. Мировая практика показывает, что для успешного развития кинематографа во главу процесса необходимо поставить именно продюсерскую работу: продюсер будет отслеживать все этапы производства ленты и делать все, чтобы картину увидел зритель.
- У нас же многие годы было так - картину выпустили, отчитались, и все, и не было желания у создателей продвигать ее, организовывать прокат ленты.
А продюсерского кино у нас не будет до тех пор, пока не выйдет закон о кино, который бы регулировал взаимоотношения между государством и производящими организациями.
|
Вопрос о молодежном кино вызвал жаркие споры |
В последние годы было снято действительно много качественных картин, некоторые из которых ориентированы на молодое поколение, например, призер кинофестиваля “Евразия” фильм “Стриж” Абая Кульбая. Об этих картинах среднестатистический казахстанский зритель, конечно, не знает, и посмотреть их пока нет возможности. А на те картины, которые все-таки пробивались в отечественный прокат - “Кек” и “Жаралы сезiм”, - в свое время выстраивались настоящие очереди. Такая сложилась ситуация: есть и спрос, и предложение, но им очень трудно встретиться.
Еще одной проблемой современного кино сейчас является нехватка художественного материала для создания сценариев к картинам на актуальные темы. Игорь Вовнянко так прокомментировал ситуацию:
- Сценаристы в большинстве случаев обращаются к классикам. Мы до сих пор используем наследие классиков, так как хороших современных писателей практически нет. Разве что писатель Д. Накипов, написавший недавно сильную повесть “Круг пепла”. Вот новая литература мирового уровня!
Что же говорить о хороших сценариях, если даже достойные литературные произведения сейчас редкость?
В наше время молодые режиссеры сами пишут сценарии и по ним же снимают картины, не имея при этом ни опыта, ни образования, ни каких-либо нравственных, моральных ориентиров. Как акыны: что вижу, то и “пою”. За последние несколько месяцев вышел целый ряд таких картин, снятых независимыми студиями. Уровень таких лент - чистейшей воды самодеятельность. Тот же самый “Рэкетир” ничего хорошего не принесет нашей молодежи. Нет того, что дает право называть кино искусством.
Поэтому сейчас АО “Казахфильм” попросил Министерство культуры объявить конкурс на лучший сценарий на современную тему - решатся две проблемы: и хорошие сценарии увидим, и новые таланты откроем. |