|
Айгерим Бейсенбаева
Недавно вышедший в прокат фильм режиссера Терри Гиллиама оброс легендами и домыслами задолго до премьеры.
Неизвестно, какой была бы эта история, если бы актера Хита Леджера не постигла безвременная кончина. Но, судя по всему, идея картины с самого начала была завязана на вопросах смерти. И, как ни странно, бессмертия
Во время просмотра “Воображариума” не отпускает ощущение, что фильм должен был быть абсолютно другим. Как будто режиссер по ходу съемок внезапно забыл, что хотел сказать зрителю, и ему спешно пришлось выпутываться из собственноручно расставленных сетей. И дело даже не в потерянном актере, который не смог доиграть роль.
Скорее, сюжет, задумываясь как нечто очень философичное и серьезное, во время воплощения растерял большую часть смысла. А может, Гиллиам, погрузившийся в собственный режиссерский воображариум, разменялся на красочные детали - маски, зеркала, костюмы и фантастические пейзажи? Или фильм с самого начала задумывался как непонятная фантасмагория, где недосказанности больше, чем смысла?
Все эти вопросы остаются без ответа и, возможно даже, добавляют картине загадочного обаяния.
Сюжетная завязка картины, на первый взгляд, довольно проста. Пари с дьяволом сделало старика Парнаса бессмертным проводником в мир иллюзий, в котором каждый желающий за гроши может окунуться в собственные фантазии. Только платой за это стала дочь Парнаса Валентина.
Старик вместе со своей странной труппой обреченно приторговывает чудесами, устраивая уличные спектакли, без особого, впрочем, интереса к этому занятию. При этом люди в современном мире не спешат столкнуться лицом к лицу со своими фантазиями. Историю меняет внезапно свалившийся загадочный незнакомец с явно темным криминальным прошлым. Он меняет не только программу гастролей бродячего театра, но и судьбу героев.
Во главу угла всей этой фантасмагории режиссер поставил вопросы бессмертия и смерти, важности личного выбора человека и что, вне зависимости от того, как далеко зашел герой, прошлое все равно его настигнет.
Только значимость всех этих вопросов немного поугасла на фоне огромного количества загадочных деталей и общей запутанности сюжета. А красивая картинка затмила историю.
Персонажи получились достаточно колоритные, яркая театральная наружность скрывает целую компанию скелетов в шкафу. Незначительные диалоги только слегка приоткрывают завесу над тайной, чтобы потом неожиданно захлопнуть крышку загадочного ящика перед самым носом зрителя, запутав его еще больше. Образ героев неоднозначен, и ни один не спешит пуститься в длинные откровения о своей прошлой жизни, как это принято зачастую у нормальных кинематографических персонажей. Единственный минус во всем этом - сложно сопереживать герою, если его характер не раскрыт в полной мере.
|
Кукольная Лили Коул в роли Валентины |
Не очень удачно далось режиссеру противопоставление прошлого и настоящего, современного Лондона и практически средневекового существования труппы. Реальность и воображариум пересекаются несколько негармонично, и это еще больше разрывает нестройное повествование.
После смерти Леджера, режиссер, судя по всему, решил расширить роль актера, которая до этого была несколько эпизодической, судя по началу картины. По сюжету Тони, персонаж Леджера, проходит через волшебное зеркало доктора Парнаса и его внешность в воображариуме меняется. Эта находка оказалась удачной. Героя Леджера после его смерти сыграли сразу три актера - Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу.
Это как нельзя лучше отразило характер персонажа. Много образов, много лиц. То есть личин. Тем более, что приглашенные актеры отыграли свои роли достойно, а весь гонорар, полученный за съемки в этом фильме, актеры передали дочери Хита Леджера - Матильде, чтобы обеспечить ее безбедное существование. Словом, история создания картины оказалась гораздо более интересная, чем сам сюжет.
|
Джуд Лоу - одна из личин незнакомца |
Главный герой - старик Парнас - на фоне многоликого мошенника Тони несколько потерял в значимости. И его роль в картине была на удивление неприметной. Хотя в этом заложен особый смысл - жизнь бессмертного сложно назвать жизнью и потому загадочный старик на протяжении всей картины буквально влачил жалкое существование. А в конце, проявив невиданную прыть, свел-таки своеобразные счеты с дьяволом и перевел понятие бессмертия на совершенно другой уровень. Опять же цельности персонажа, как таковой, не наблюдается.
Тем не менее если эта разорванность образов и сюжета - оригинальная мысль режиссера, то она, конечно, удалась в полной мере. Эксцентричная картина с самого начала задумывалась явно не для широкого круга зрителей, однако налет трагичности, связанный со смертью актера Хита Леджера, сделала ее привлекательным проектом для широкой общественности.
Кинематографическая реальность так тесно переплелась с настоящей жизнью, что это не могло не привлечь внимание публики. Наверное, символичным стал эпизод с персонажем Джонни Деппа, когда по реке проплывают лодочки с портретами людей - принцессы Дианы, Джеймса Дина, Рудольфа Валентино, известных людей, чья жизнь неожиданно оборвалась в самом расцвете. |