|
Мира Мустафина
Раньше детское кино было одним из инструментов воспитания и даже пропаганды, а сегодня зачастую выполняет развлекательную роль. Задумываться о том, нужно ли детское кино, по меньшей мере, странно, ведь мало кто сомневается в необходимости детских книжек или театральных спектаклей для детей. Проблема в другом. Производство фильма, особенно детского, - более серьезное дело, чем кино для взрослого зрителя.
В Казахстане снимаются фильмы и выходят на большой экран. Однако в жанре детского кино - единицы. Так, например, в ноябре в кинотеатрах страны выходит новый казахстанский фильм для юных зрителей “Байтерек” режиссера Данияра Саламата
Как искусство может помочь ребенку? Открыть ему мир, сделать своим собеседником. Беда в том, что мы практически ничего не знаем о детях. Такой вывод можно сделать после просмотра новой работы известного казахстанского режиссера Данияра Саламата.
После длительного перерыва АО “Казахфильм” стало приглашать на пресс-показ фильмов для детей и юношества казахстанских детей, которые охотно пойдут в кинозалы. Надеюсь, теперь они станут традицией. Очень хочется, чтобы на эти просмотры вместе с детьми приходили и взрослые, в том числе творческие киногруппы, которые работают для детей, чтобы понять, что современная детвора воспринимает, что любит.
Правильней назвать жанр фильма “Байтерек” семейным кино. Потому что ни один уважающий себя ребенок “детскую” картину смотреть не пойдет. Знаю из своего родительского опыта и детских воспоминаний. Помню: взрослые ходили смотреть “Первоклассницу” или “Слона и веревочку” и наслаждались тем, какими трогательными могут быть дети на экране. А мы, дети, рвались на “Тарзана”.
Типично детским кино у нас является, наверное, советский фильм “Тимур и его команда”, где главные герои - дети, у которых есть своя организация, свой мир. А семейное кино... Это определение, я думаю, и пошло от американцев, которые, в принципе, детского кино никогда не производили. Очевидно, из соображений коммерции. Ну, например, “Бэтмэн” - фильм детский или взрослый? Он для глуповатых взрослых и умных маленьких. Такие направления, как фантастика, всевозможные триллеры, фильмы “экшн”, я думаю, можно считать семейным кино. С одинаковым удовольствием смотрят все это и родители, и дети.
Творческая группа “Байтерека” со мной, возможно, не согласится. Но в фильме есть посыл и для детей, и, конечно, взрослых. Итак, о чем фильм “Байтерек”? О том, что может чувствовать детская душа, лишенная самого главного - отцовской заботы и материнской ласки?
В конце концов, неустроенный ребенок - не обязательно беспризорник. Ребенок может быть одиноким и обездоленным, находясь в весьма благополучной семье, как герой Данияра Саламата. Отчего сегодняшние ребята растут невнимательными к окружающим? Отчего агрессивны со сверстниками и безжалостны к младшим? Просто они выросли без заботы взрослых.
|
Где сбываются детские мечты? |
Родителям, как всегда, было некогда погладить свое чадо по головке или пожурить, объяснить, где же все-таки проходит грань между добром и злом, и многое другое, в чем так нуждается растущая душа.
Так, беспечные родители 10-летнего мальчика, главного героя фильма, подкинули его к бабушке, забыв о существовании собственного ребенка?! Главный герой живет в своих грезах, порой фантастических: нужно взобраться на какую-нибудь немыслимую вершину и загадать желание. Но где эта вершина, где сбываются детские мечты?! В последнее время особо популярной стала тема взаимоотношений взрослого и ребенка.
В роли главного героя Орынбек Сатанбаев. Юный актер очень старается, понимая, что от главного героя зависит во многом успех фильма. Из взрослых в фильме заняты Молдир Мырзакасымова (учительница), Меруерт Утекешева (бабушка), Галым Омашев (директор школы). В картине также снялись Куман Тастанбеков и Сагызбай Карабалин.
А в роли одноклассников главного героя задействованы сразу четырнадцать учащихся средней школы имени Жубанова села Жетысу Алматинской области. “Байтерек” - фильм без плохих героев. Мы хотим, чтобы после просмотра фильма у молодого зрителя осталось ощущение, что без мечты жить нельзя”, - говорит Данияр Саламат.
В целом картина получилась. Есть в ней неплохая драматургия. Есть в картине просто замечательные кадры, прежде всего, кадры современной Астаны и алматинские пейзажи. Безусловная удача - операторская работа Бориса Трошева.
Режиссер - постановщик проекта Данияр Саламат попытался учесть интерес и психологию аудитории. Ведь семейный фильм представляет некий слоеный пирог, который может восприниматься на разных уровнях и будет понятен и взрослому, и ребенку. Каждый найдет что-то свое. Картина “Байтерек”, на мой взгляд, идеальный вариант, и к тому же отечественного производства. Наш зритель давно мечтает посмотреть простую и, главное, понятную реалистическую картину про их жизнь, а не то, как одни тусуются, вторые делают политику, третьи стреляют и убивают друг друга из-за денег. Хочется светлого кино.
В фильме “Байтерек” мечты сбываются, а семейные ценности торжествуют. Главное все-таки - история возрождения покоя и взаимопонимания в разрушенной семье. История состоит не только из душевных переживаний 10-летнего мальчика, но и его родителей, с которыми у него потерян контакт. Но кино, вероятно, потому и не потеряло некогда обретенный статус “важнейшего из искусств”, что может не просто чему-то научить ребенка, а может дать ему возможность сопоставить собственный скромный опыт с тем, как живут и решают свои проблемы взрослые люди, живущие рядом.
Детям свойственно фантазировать, придумывая себе образ идеального взрослого - наставника или учительницы. Они совершенно нормально воспринимают дидактику. Однако это вовсе не означает, что она непременно должна присутствовать в виде каких-то слов, навязываемых требований, лозунгов. Ребенку менее всего интересна информация, которая передается буквально - словами. Его интересует, как взрослый ходит, как одевается, что делает дома, как смеется.
Детям всегда любопытно, есть ли у их учительницы муж, а если нет, то в кого она влюблена, как происходит в фильме. Детская или семейная картина должна быть умной.
“Байтерек” отнюдь не ироническая, “закавыченная” сказочка. А самая настоящая житейская история с хорошим концом. Поэтому я надеюсь, что она станет радостной картиной, приятным исключением в потоке грустных, хороших, профессиональных, но все же сумрачных фильмов. Если раньше дети мечтали стать капитанами дальнего плавания, космонавтами, представителями других героических профессий, то теперь они хотят жить в полной семье.
Детское кино, вероятно, тем и отличается от взрослого, что в нем возможно чудесное решение базовых проблем. Ярким примером является фильм “Байтерек”. Снимать детское кино считалось непрестижным, несерьезным занятием. Людей, подобных Данияру Саламату, в нашем кино всегда было немного. Ведь мало кто из кинематографистов знает наверняка, что ребенку надо. А кино непременно должно быть интересным! А потом уже - социальным, дидактичным, проблемным. Ребенок не будет смотреть фильм, если он ему неинтересен. Он найдет себе другое занятие. Ребенка надо уметь увлечь.
Напомним: у Данияра Саламата опыт работы в качестве режиссера в ряде фильмов, в том числе “Вдвоем с отцом” и “Астана - город любви”. Также, по мнению режиссера Данияра Саламата, сейчас отечественное детское кино нуждается в жанровом разнообразии, в возвращении на экран фильмов для самых маленьких зрителей, научно-популярных киноальманахов и киножурналов, в увеличении числа образовательно-просветительских программ. |