|
Айгерим Бейсенбаева
“Соскучились люди по старым добрым сказкам”, - думалось в непривычно длинной очереди к кассе кинотеатра перед показом нового российского фильма “Книга мастеров”.
Картина вызвала нешуточный интерес у публики. Возможно, благодаря задорному многообещающему ролику, выполненному в стиле знакомых с детства картинок великого русского иллюстратора Ивана Билибина.
А может, из-за яркого диснеевского ярлыка на афише российской сказки.
Во всяком случае, посмотреть, что получилось при смешении наивного волшебства русских народных сказок и диснеевского размаха, народу пришло видимо-невидимо
Сказки Бажова мне всегда казались чем-то большим, чем просто сказками. Там не было четкого разделения на злых и добрых, как в остальных типичных сказках. Положительных героев могло запросто перетянуть на сторону зла и обратно. Как в жизни, кроме черного и белого было множество полутонов и оттенков. Профессиональные муки уральских мастеров, безумства “золотой лихорадки”, волшебная чертовщинка - было в этих сказках все, что заставляло забыть обо всем, завораживало, увлекало. А это зловещее “Без ковша пришел!”...
Словом, “Уральские сказы” безумно интересны даже в аудиоверсии, а если уж на них снять хороший красочный фильм при современных возможностях... Да еще и подключить к этому делу диснеевскую студию... Сколько же возможностей открывается!
На деле все оказалось не так волшебно. “Книга мастеров”, снятая по мотивам “Уральских сказов” и русских народных сказок, получилась средним проектом. Причем средним несколько в разряде сказочного жанра, но и вообще чем-то средним между новогодним капустником на “Первом канале” и самодеятельным “Ералашем”.
Настроения настоящей волшебной сказки так и не получилось, даже и при серьезных спецэффектах, достойных “Властелина колец”. Снимали ведь как-то раньше сказки без спецэффектов, с королевскими коронами из фольги и примитивной визуализацией чудес, а смотреть их до сих пор приятно. Любимые с детства сказки, такие как “Варвара-краса, длинная коса” заставляли бросить все дела и прилипнуть к телевизору.
А тут одно недоумение - как можно было такое снять и когда все это кончится?
От красочной сказки о каменном цветке и искусном уральском мастере грубо отсекли все самое колоритное. К получившемуся серому бруску добавили побольше популярных персонажей из русских народных сказок, и даже из Пушкина, позвали на главные роли известных актеров, и даже Гошу Куценко. А при таком пестром наборе снять хороший фильм так же просто, как оживить камень. Не выходит каменный цветок, хоть ты тресни!
Дорвавшись до диснеевской этикетки, сценаристы почему-то не уделили должного внимания сюжету сказки, и в итоге главные герои совершают абсолютно немотивированные поступки. Зачем Иванушка постоянно возвращается в деревню, если его там грозят отвести под венец насильно? Зачем застрелили Катю? К чему эта нелепая вставка про живую воду и убийство друга?
Сюжет слепили будто за одну ночь накануне детского утренника, чтоб детишек повеселить.
Многие эпизоды и образы кажутся вырванными с корнем из других произведений. Сцена с похищением ардарами Ивана один в один похожа на сцену с назгулами и Фродо Бэггинса из “Властелина колец”. Кузьма, друг главного героя - тот же Сэм.
Каменная княжна похожа на Снежную королеву из мультика, и даже убор у нее такой же. Зеркало в исполнении Гафта точно такое же, как в “Шреке” и повадки у него те же самые.
Кстати, об актерах стоит сказать особо. Подбор по-настоящему звездного состава актеров - это в лучших традициях советских сказок. Леонид Куравлев, Лия Ахеджакова, Ольга Аросева, Ирина Апексимова, Михаил Ефремов и другие. Большинство образов было явно не к месту, например, вздорный и туповатый Барин, 34-й богатырь (персонаж колоритный и с интересной комичной судьбой, но явно не в ту сказку попал), Русалка - их присутствие сделало фильм какой-то скоморошной солянкой с фальшиво играющими ряжеными, с дурацкими шутками-прибаутками.
Единственные персонажи, смотревшиеся органично - это Каменная княжна в исполнении Апексимовой и великодушный главарь ардаров Янгул (Артур Смольянинов). Ну и, пожалуй, Кощей-Куценко получился забавным, несмотря на несмешную возню с депозитированными бриллиантами. То есть по-настоящему играли только камни и нечисть, остальные пришли себя показать в шутовских нарядах да на других посмотреть.
Юные актеры, исполнившие главные роли (Игорь Локтионов и Мария Андреева), отработали на уровне серий телевизионного журнала “Ералаш”. Глядя на созданные ими образы сказочных персонажей, невозможно отделаться от мысли, что за кадром восседает строгий режиссер, который то и дело кричит “Игорь, веди себя естественнее! Игорь, сделай лицо понаивнее!”. А это не дело, когда во время просмотра фильма явно представляешь себе всю съемочную команду вплоть до разносчиков чая.
И потом эти странные линзы Иванушки, призванные создать ему васильковый взгляд. Слишком уж они неестественно васильковые. Тем более, что в сценах-воспоминаниях Иванушки о детских годах глаза у него очень даже карие. Учитывая, что технический прогресс в данной сказке докатил до клубка шерстяных ниток - робота и сигнализации на ведьмином частоколе, то ничего удивительного нет в том, что, повзрослев, деревенский холоп Иван смог прикупить себе синие линзы.
Юмор в картине весь сведен к приколам в стиле гоблиновского дубляжа, переворачиванию классики с ног на голову, шуткам про технический прогресс и про современные реалии. Приступы неудержимого хохота, по мнению создателей, должны были вызвать шутки про пресловутые депозитированные бриллианты и трехкомнатную хату на свежевырубленной холопами дороге, Рублевке то есть. Сцена с 34-м богатырем была бы очень забавна, если бы не была так подробно разжевана. Единственное, что было действительно забавно - это ужимки Кощея в исполнении Гоши Куценко, хотя на этого актера и в жизни без смеха не взглянешь.
В общем, первый диснеевский блин оказался если и не комом, то и не вполне съедобным продуктом. Возможно, благодаря зарубежной дистрибуции картину увидят в тех местах, где отродясь не видели русских сказок. Там она может прийти по вкусу. А мы еще не забыли советские сказочные фильмы, чтобы оценить это кино. |