|
Мира Мустафина
Казахстанские кинематографисты хотят отбить зрителя у Голливуда
Представьте себе: сидите вы в мягком кресле в кинотеатре, гаснет свет, на белом полотне появляется изображение, звук долби-диджитал - все при всем. Может быть, даже в руках у вас коробка с поп-корном и банка какого-нибудь газированного напитка. А на экране идет захватывающий казахстанский фильм, сделанный не где-нибудь в Голливуде, а на родной киностудии “Казахфильм”. Играют в нем сплошь наши артисты. И это не фантастика! Это реальность казахстанского национального кино. Пока кто-то спорил и сомневался, существует ли оно, это кино, вообще, в республике стартовал социальный проект - “Дни национального кино в Казахстане-2009”
В основе проекта “Дни национального кино в Казахстане-2009” лежат многочисленные встречи известных актеров и режиссеров со зрителями во всех регионах республики. Для этого они сядут в автобус и отправятся в путешествие по городам, селам и воинским частям, чтобы рассказать не только о кинолентах, вошедших в сокровищницу казахского кинематографа, но и показать новинки, к примеру, “Келин” Ермека Турсунова или “Дорогие мои дети” Жанны Исабаевой.
Традиция проведения подобных акций, кстати, не нова. Вспомним историю: в 1959 году в СССР было образовано бюро пропаганды советского кино, которое занималось печатанием фотографий популярных артистов, выпуском буклетов, книг, сувениров и, конечно же, организацией творческих встреч с актерами кино.
Тогда жители сел, больших и малых городов с нетерпением ждали приезда своих кумиров, чтобы послушать их увлекательные рассказы и посмотреть новые фильмы с участием любимых актеров. Участниками таких встреч были и артисты “Казахфильма”.
Заслуженная артистка РК Рахилям Машурова вспоминает, что когда-то люди ночевали на лавочках перед кинотеатрами, чтобы достать билет на творческую встречу с артистами, а фильмы шли с аншлагами. Причем показывали фильмы самые разные - как новые, так и ставшие классикой казахского кинематографа.
В годы суверенитета впервые крупномасштабная культурологическая акция “Дни национального кино в Казахстане” была возрождена в 2008 году. И, безусловно, имела успех. А в нынешнем проекте принимают участие популярнейшие актеры. Это Владимир Толоконников, Рустем Абдрашев, Болат Шарип, Жан Байжанбаев, Ольга Ландина, Димаш Ахимов. Они и представят широкой зрительской аудитории фильмы отечественного производства.
|
Игорь Вовнянко: проект осуществляется по велению души |
Доля казахстанского кино в последние десять лет составляет от 75 до 92 процентов всего репертуара в кинотеатрах республики. По республике эта цифра уже давно не поднимается выше 10 процентов. Вот поэтому главная цель акции: пропаганда отечественного кинематографа.
Напомним: у крупнейших европейских киноиндустрий - французской прежде всего и немецкой - также существуют свои, не похожие друг на друга, модели отвоевания национального рынка для собственных фильмов или собственными фильмами, сделанными для собственного зрителя.
Во Франции в значительной степени включены регулятивные механизмы, то есть там существует государство, которое ограничивает, квотирует, включает в кинопроцесс телевизионные каналы. Там очень сложная система квотирования - тоже рыночная. От 22 до 35 процентов рынка и во Франции, и в Германии приходится на собственные фильмы.
Уже ясно, что и французское кино (а это огромная кинематография - 200 фильмов в год, из них 50 - дебюты), и немецкий кинематограф (где-то около 100 картин) сегодня достаточно амбициозно ведут себя на международных рынках. Понятно, что соревноваться с Голливудом невозможно хотя бы с точки зрения его технологического совершенства. “Все же не надо опускать руки, надо просто взяться за дело”, - сказали организаторы проекта.
По словам председателя Союза кинематографистов Казахстана Игоря Вовнянко: бюджет проекта “Дни национального кино в Казахстане-2009”, финансируемого Министерством культуры и информации, составляет 5 миллионов тенге.
Сегодня в условиях мирового кризиса такой шаг Министерства культуры не только удивляет, но искренне поражает. Возможно, проект осуществляется и по долгу службы, а возможно, и даже по велению души. Государственная поддержка необходима в пропаганде отечественного кино - раз, два - поддерживать малообеспеченные слои населения также важно, ведь не хлебом единым живет человек.
Все показы фильмов и встречи с актерами и режиссерами в рамках проекта будут проходить бесплатно. А в-третьих, огромные регионы страны должны быть охвачены кинопоказами отечественных фильмов. “Каждый житель страны когда-нибудь да задаст себе вопрос: нужно ли нам национальное кино? - говорит Игорь Вовнянко. - Это не прихоть, а ментальный вопрос, идеологический, если хотите. И то, что мы имеем сегодня, это результат того, что мы смотрим на экранах. А смотрим мы пока в основном американское кино. Много лет назад именно кинематограф донес до широких масс национальную американскую идею. Не надо забывать, что кино влияет на каждого человека и на общество в целом”.
“Участники проекта в ближайшее время проедут по городам Жаркент, Талдыкорган, Текели, Капшагай, Семей. “Главное отличие Дней национального кино в Казахстане-2009 состоит в том, что в этом году кинематографисты посетят воинские части и пограничные соединения”, - говорит Игорь Вовнянко. Организаторы убеждены, что у широкой зрительской аудитории данный проект вызовет интерес, который ярко демонстрирует развитие за последние годы отечественной киноиндустрии. Она сейчас производит все больше и больше фильмов, привлекающих, в свою очередь, все больше зрителей.
И, наконец, благодаря этому проекту зрителю выпадет возможность почувствовать специфику казахского кино. Согласитесь, что казахстанская кинематография может ставить перед собой более амбициозные задачи просто-напросто фактом своей мощи: огромные традиции, десятки талантливых режиссеров и талантливых авторов, экономические ресурсы.
Сегодня уже есть деньги на фильмы, надо только научиться их делать ярко и амбициозно, в том числе и для международной аудитории. И в этом смысле национальные хиты, этнические фильмы с очень сильным элементом традиционной казахской культуры (условно говоря - со звуками домбры и вида широкой степи), имеют абсолютное право на существование. Они хороши не для мирового проката, а для отдельных фестивалей, определенной аудитории авторского кинематографа, для аудитории, нацеленной на антиглобалистские фильмы, протестующие против универсализации культурного кода, культурного языка.
Казахстан - огромнейшая страна с европейским кинематографом, который долгое время на разных этапах ХХ века диктовал моду! Например, 60-90-е годы прошлого столетия прошли под явным доминированием советского кино. И, конечно, казахское кино в состоянии конкурировать с кинематографом европейским или американским на главных направлениях, в частности, на направлении зрительского кино. Мы способны создавать “универсальное” зрелище, раз в Казахстане делаются фильмы, которые выходят на первые места в списке популярных. Раз появляются картины, набирающие совершенно большие цифры посещаемости - сотни тысяч людей (“Кочевник”, “Рэкетир”, “Монгол”).
Раз эти фильмы покупают большие международные компании для проката, то неужели мы всерьез должны загонять каждый раз себя в некие национальные сегменты, а не наоборот - расширять свои возможности. Мы можем воевать на поле, на котором традиционно выигрывали американцы - на поле жанрового кино. Это могут быть триллеры, детективы, экшн, комедии или фэнтези.
Обо всем этом расскажет зрителю кинематографическая общественность во время социального проекта “Дни национального кино в Казахстане-2009”, который организаторы планируют провести до ноября. |