|
Айгерим Бейсенбаева
Фантастический боевик “Трансформеры-2: месть падших” - это два с половиной часа высокочастотного металлического лязга, ничем не мотивированного действия и большого количества рекламы изделий зарубежного автопрома, компьютерной и бытовой техники.
Наивное и несколько пафосное, но, безусловно, зрелищное киноповествование образца 2007 года про Оптимуса Прайма и компанию его металлических и не очень друзей не завещало новому фильму и доли своего фантастического обаяния
В начале зрелище выглядит очень даже многообещающе. Стремительно развивающееся действие в первые десять минут побуждает воспользоваться ремнями безопасности в уютном кресле кинозала. Но пока ты инстинктивно пытаешься нащупать над своим левым плечом ремень, чтобы пристегнуться, неожиданно начинается занудное повествование про тяготы среднего американского подростка, какое ты сто пятьдесят тысяч раз видел в молодежных комедиях третьего сорта. А так как такие сцены, наподобие “мама съела веселое печенье”, попадаются все больше, начинаешь размышлять, что это фантастический боевик или бестолковое кино, ориентированное на подростков.
К слову, фильм “Трансформеры” - это прекрасная работа компьютерных дизайнеров, мастеров по спецэффектам, каскадеров, пиротехников, декораторов. То есть кого угодно, только не режиссеров, сценаристов, продюсеров и актеров. В контексте финансового кризиса наблюдается и ощутимый творческий - именитый режиссер Майкл Бэй вместе с продюсером Стивеном Спилбергом, а заодно и все сценаристы, видимо, ушли в длительный запой, и это сняло с них всю ответственность за получившийся продукт.
Вообще, сюжетная линия фильма была написана не иначе как во время забастовки сценаристов, только такое оправдание можно найти тому высосанному из пальца натянутому повествованию про погоню за многочисленными осколковидными артефактами, коэффициент полезного действия которой стремится к нулю. Абсолютно немотивированные поступки героев, оправдание которым зритель, конечно, может и сам придумать благодаря собственной развитой фантазии, но в чем тогда заключалась работа злополучных сценаристов?
Если в предыдущей картине актерскую игру в картине представлял один Шайя ле Баф, то в новой единственный действительно обаятельный персонаж, как ни странно, личное авто главного героя - желтый трансформер Бамблби, шмель по-нашему. Несмотря на то, что сценаристы не прописали ему ни единой реплики, этот компьютерный герой добросовестно “отыграл” свою партию - комично “лил слезы”, забавно ревновал к новой знакомой своего хозяина, словом, вел себя как профессиональный актер. Не чета остальным - из плоти, крови и с внушительным стажем в сфере кинематографа.
“Трансформеры” отличаются каким-то особым пафосом, как уже говорилось.
Огромное количество громких речей о чести, добре и справедливости того же самого Оптимуса - это, конечно, хорошо и придает весу. Но многочисленные воскрешения железных вождей уничтожили ту малую часть драматичности, что присутствовала в картине. Уничтожили Мегатрона в конце прошлого фильма - в новом оживили. Воскресили ржавого бойца Джетфайера, Сэма Уитуики, Оптимуса Прайма. Последнего даже дважды.
Большую часть эфирного времени Оптимус Прайм проповедует самопожертвование - не может быть победы без жертв. Только не было никаких жертв. Стоило какому-нибудь из основных персонажей погибнуть, как его тут же оживляли с помощью всяких нетрадиционных средств. Я не кровожадная, просто сложно сопереживать героям, если есть подозрение, что к концу фильма всех оживят, и они останутся невредимы, судя по статистике смертности в картине.
Кстати, может и просто совпадение, но один из финальных эпизодов, в котором старый вояка Джетфайер благородно отдает свою искру и запчасти ради спасения Оптимуса, очень уж смахивает на сцену из недавней премьеры “Терминатор-4”, где полуробот жертвует свое сердце для тамошнего лидера Джона Коннора. Либо сценаристам этих двух картин-соперников этот сюжетный ход пришел на ум одновременно, либо у кого-то из них хорошо отлажена система разведки и отвратительно функционирует совесть.
За что нам так понравились “Трансформеры”, так это за грандиозные превращения средств передвижения и других механизмов в роботов и обратно. В первый раз это зрелище завораживает. Второй фильм, конечно, не мог выехать только за счет этих метаморфоз, хотя, кажется, именно на этих деталях и были расставлены акценты.
Юмор в картине получился очень низкого сорта (опять камень в огород бедных сценаристов). Даже для картины, в которой сатирическая составляющая вводится исключительно для того, чтобы слегка разбавить едкий пафос действа. Разбавляет так скверно, что тушите свет, сливайте масло. За редким исключением, правда, и эти забавные детали опять же неотделимы от персонажа Бамблби (помните, как он потешно вползал в гараж на четвереньках?).
“Трансформеры” - первая, вторая и все последующие тридцать частей - более походят на красивые, изобретательные и очень дорогие рекламные ролики, демонстрирующие лучшие образцы бытовой техники, компьютерные новинки и, конечно же, самые крутые марки автомобилей. И это делает проект под названием “Трансформеры” очень перспективным в плане коммерческой выгоды. Даже если зрителям не понравится, всегда окупится за счет продакт плейсмента. Наверное, поэтому режиссер и компания сценаристов не сильно старались. |