|
Айгерим Бейсенбаева
Фильм-катастрофа с громким названием “Знамение”, вышедший на большие экраны, в очередной раз заставил людей задуматься над хрупкостью нашей матушки-планеты. Правда, если та же самая картина “Послезавтра”, пугающе наглядно показавшая, чем грозит глобальное потепление, и снятая как по заказу гринписовцев, несет очень простую мысль - “человек, встал утром, умылся - прибери свою планету или завтра можешь не проснуться”, то со “Знамением” все гораздо запутаннее
Новый триллер “Знамение” Алекса Пройаса, ранее подарившего зрителю замечательную фантастическую ленту “Я - робот” с Уиллом Смитом, как уже говорилось, не содержит никакой экологической подоплеки. Просто интересное зрелище с небольшой долей морали, вкрапленной в ленту как непременная часть любого голливудского семейного фильма. И с самого начала даже трудно понять, произведение какого жанра вам тут преподнесли. Судя по той “милой” девчушке из семейки Адамс, скорее всего, мистический триллер, а то и фильм ужасов.
Потом, правда, напряженная энергетика ужастика идет на убыль, но легче от этого никому не становится. Липкое ощущение того, что грядет что-то нехорошее, захватывает зрителя уже тогда, когда еще даже не понятно, чего нужно бояться больше - сверхестественных или вполне натуральных явлений.
Вся сюжетная завязка вываливается на зрителя буквально в первые десять минут.
Маленькая девочка Люсинда, как будто пришедшая на съемочную площадку случайно из соседнего павильона, где снимали маниакальный ужастик, в самом начале сбила всех с толку - и зрителей, и героев фильма. Эта странная пугающая малютка подарила своей школе на день рождения интересную идею - зацементировать на школьном дворе капсулу времени. Пока остальные дети мирно рисовали роботов с букетами цветов в руках и свою собаку, Люсинда бешено покрывала листочек бумаги ровными рядами цифр. Учительница Люсинды, конечно, подивилась оригинальной художественной мысли девочки, но вслух ничего не сказала. Рисунки сложили в конверты, капсулу запечатали, и все вроде бы ничего, только девочка эта стала вести себя совсем уж странно.
Прошло полвека, и в один прекрасный осенний день руководство школы извлекло из земли капсулу, чтобы посмотреть, что за наследие оставили дети много лет назад. Тут-то в руках маленького Калеба и оказался загадочный листочек. Калеб был тоже не простым школьником и понял, что это не просто упражнения по правописанию чисел, а самая настоящая логическая загадка. Отец у мальчика оказался пьющим ученым-астрофизиком и живо разгадал нумерологический ребус. Только отгадка ему очень не понравилась, так как, судя по цифровым выкладкам маленькой девочки, скоро с человечеством может случиться что-то очень плохое. Хотя, возможно, все это просто глупая шутка ученицы со странным чувством юмора.
Лицо главного героя в исполнении Николаса Кейджа, наверное, действует на зрителя посильнее, чем самые пугающие спецэффекты. Где еще найти актера с таким скорбным выражением лица, который мог бы сыграть человека, на глазах которого рушится мир, гибнут люди, а он ничего не может с этим сделать. Полное осознание своей беспомощности и отчаяние героя, когда он, предвидя крушение самолета, ничем не мог помочь погибающим людям. Такое же выражение было, наверное, на лице какого-нибудь Холдена Колфилда, когда он в своем самом страшном сне ловил детей над пропастью во ржи, а они все падали и падали, и он ничего не мог с этим поделать.
Впрочем, кроме лица главного героя в фильме было еще много чего интересного. Например, сцена в подземке, в которой прибытие вагона метро было показано так динамично пугающе, что будь это продемонстрировано ближе к времени показа “Прибытия поезда”, большая часть зала с криками ужаса повскакивала бы с мест и прижалась к стенам кинозала. Остальные сцены катастроф были сняты не хуже, впрочем, в наш технологический век этим уже никого не удивишь.
Не удивить народ и странным синтезом низкокачественной мистики, научной фантастики, просто фантастики, религии и прочих плохо совместимых вещей. Картина содержит пару недочетов, которые можно причислить к проявлению излишнего рвения со стороны сценариста. Перестарался он, в первую очередь, с выписыванием образа этой девочки, Люсинды. Не из этого она фильма. И странные призраки-маньяки с чертами истинных арийцев, которые потом выявили не совсем земное свое происхождение, тоже, как говориться, мимо кассы.
Иногда действительно складывалось впечатление, что создатели решили впихнуть в свой фильм побольше загадочных и пугающих деталей, не заботясь о том, совместимы ли эти детали в общей связке и как это все будет смотреться в общей канве фильма-катастрофы.
Впрочем, все логично, как в любом фантастическом фильме, если не считать тех моментов, когда режиссер забывал, что он снимает фильм-катастрофу, и обращался к разным другим высоким материям, сбивая с толку зрителя. В этом, конечно, ничего плохого нет, кроме очевидной вещи - ну совсем не пугает вид псевдопризрака или холодная темнота странного одинокого жилища, когда знаешь, что не сегодня-завтра всему человечеству грозит конец света. Так что всякие там шептуны пугали вхолостую.
Тот пытливый зритель, что будет искать в картине религиозную или моральную суть или предупреждение экологов, может в итоге слегка разочароваться, зато тех, что пришли просто насладиться зрелищем, разочарование точно не настигнет. Единственное, что можно посоветовать - это смотреть фильм именно на большом экране, чтобы ощутить не только масштабы происходящего на экране, но и почувствовать температуру накаливания ситуации буквально кожей. К этому фильм располагает. |