|
Эльвира Сыздыкова
В преддверии крупнейшего отечественного кинофестиваля Almaty Film Festival, который пройдет с 14 по 20 сентября, мы встретились с Эрнаром Курмашевым, генеральным продюсером проекта, соучредителем кинофонда Astana Film Fund. Корреспондент “НП” побеседовал с продюсером о перспективах, проблемах и пути отечественного кино, а также о том, какие сюрпризы готовит долгожданный Almaty Film Festival
- Эрнар, в сравнении с первым Almaty Film Festival сместились ли ориентиры, акценты? В прошлом году, помнится, упор делали на проекты, снятые во взаимокультурном тандеме. - Ко-продукция - основная составляющая нашего фестиваля, то, что делает его уникальным. В основном конкурсе могут участвовать только те фильмы, которые сняты в сопроизводстве кинокомпаний двух и более стран. Это популярно как в Европе, так и в Азии. Кинематографисты из стран с небольшой прокатной площадкой стараются сделать совместное кинопроизводство с другой страной, чтобы объединить рынки, обменяться опытом. Мы выбрали это направление как критерий и через конкурс открываем множество возможностей для наших кинодеятелей. Помимо того мы не приглашаем звезду, которая просто пройдется по красной дорожке и улетит обратно. Если мы поступим так, то инвестируем в индустрию той страны, откуда приехала знаменитость.
- Уже известны имена членов международного жюри фестиваля? - Будет Алексей Петрухин, один самых известных кинопродюсеров России, учредитель компании Russian Film Group. Он приезжал в прошлом году на фестиваль, дал два мастер-класса. Также мы ждем Самал Еслямову, обладательницу приза Каннского фестиваля. Ведем переговоры с Хью Хадсоном, кинопродюсером, номинантом на “Оскар”. Ожидаем Габриэль Тана, американского продюсера, чей фильм “Филомена” также выдвигался на “Оскар”. Помимо того серьезные переговоры мы ведем с Чаком Расселом, режиссером фильма “Маска”, который, возможно, и возглавит наше жюри. - Каким обычно видят казахстанское кино иностранные кинематографисты? - Казахстанское кино они знают исключительно по авторским фильмам. В прошлом году фильм “Ласковое безразличие мира”, который мы продюсировали с Адильханом Ержановым, попал в конкурс “Особый взгляд” на Каннах. Эмир Байгазин выиграл приз Венецианского кинофестиваля. Проблема в том, что наше зрительское кино не особо известно за пределами страны. Это то, над чем Astana Film Fund очень серьезно работает. Снимаемые нами коммерческие фильмы продвигаем на экспорт. “Она” - фильм стопроцентно казахстанского производства был впервые прокатан 20th Century Fox на территории СНГ более чем в 400 кинотеатрах России, Беларуси, Армении, Кыргызстана, Казахстана. “Бизнесмены” получили прокат в России примерно в 100 кинотеатрах. Мы постоянно принимаем участие на кинорынках. Не всегда получается монетизировать эту историю, но для имиджа - как нашего фонда, так и страны - это хорошо. Главная задача - завоевать доверие к казахстанскому кино за рубежом. Со временем мы придем к узнаваемости. Иностранный зритель начнет выбирать нас. - Почему отечественные авторы не так активны в определенных жанрах кино? - Независимое коммерческое кино очень сильно ограничено рынком, бюджетом. 150-200 тысяч долларов - потолок. За эти деньги ни серьезное фэнтези, ни историческое кино не снимешь. Продюсер, снимающий на частные инвестиции, не может себе этого позволить. Потому все уходят в кинокомедии. - Часто повторяют, что казахстанскому кино следует учиться на зарубежных примерах. А есть ли что-то в традициях отечественного кинематографа, что может стать уроком для иностранного соседа? - К примеру, Китай - огромная страна. Когда он начинал строить киноиндустрию, много учился у американцев, Южной Кореи, Японии. Сейчас китайские рынок и индустрия выросли настолько, что обогнали американцев. Потому к этому моменту нужно прийти. Сейчас с Аканом Сатаевым мы очень серьезно смотрим в сторону Южной Кореи как пример развития киноиндустрии. Их кино полностью проигрывало западному, им занималась горстка энтузиастов, не было индустрии как таковой. И тогда они создали Пусанский фестиваль, ставший отправной точкой и очень мощным инструментом развития кино. Южная Корея может дать нам пошаговую инструкцию по тому, как решать наши системные проблемы. - Эрнар, какой ваш проект вызывает наибольшее удовлетворение и почему? - Я все свои проекты очень люблю, потому что к каждому относишься как к своему детищу. “Дорогу к матери”, которую мы сняли с Аканом Сатаевым, я до сих пор пересматриваю с большим удовольствием. “Районы” - тоже один из моих любимых, ставший уже культовым, особенно для алматинцев, фильм. С “Каникулами off-line” мы попали в десятку. За небольшие деньги мы создали фильм, через который нашли общий язык с нашими детьми. Моим детям пять-шесть лет, они обожают этот фильм, смотрели, наверное, раз 20. Мы давно с моими партнерами хотели заняться развитием анимации в Казахстане. Нас очень беспокоит, что наши дети не знают наших героев, но зато знают всех ниндзя-черепашек. Если делать большую анимацию, то нужно стремиться в международное направление. - Какие советы вы можете дать молодому поколению кинематографистов? - Главное - найти high-concept-идею, в которую ты поверишь, которую полюбишь, будешь ею болеть. Иначе ты никого не сможешь заразить ею. Второй момент - опытный продюсер. Если ты инвестируешь в кино, никогда не привлекай на один проект, диверсифицируй риски. По этому принципу работает весь мир, работает Голливуд. Я считаю, что продюсер должен беречь инвестора. К тому же сейчас наше кино переживает бум. Много неопытных продюсеров инвестируют в один проект, чтобы просто побаловаться. Но когда они получают негативные отзывы, это сказывается на всей индустрии. |