|
Эльвира Сыздыкова В минувшую среду в галерее Kazarian Art Center состоялась презентация документальной ленты Рубена Казаряна “Сердце на бетоне”, придающей более четкие и неумолимо необходимые очертания широко стигматизированной социумом теме жизни бездомных людей
Режиссер-документалист известен кинематографическому и зрительскому сообществам картинами, затрагивающими неудобные, острые, находящиеся в тени темы. В фильмографии Казаряна числятся проекты, предоставляющие право голоса трудовым мигрантам, людям с ДЦП, синдромом Дауна, ВИЧ-инфицированным. В только что презентованном компанией Aurora Film Production проекте он обратился к той области, что остается парадоксально невидимой при всей ее каждодневной явственности. “Сердце на бетоне” - первый алматинский фильм, решившийся очеловечить чуждую занятому жителю мегаполиса проблему. “Бомж - уничижительное, оскорбительное в нашей стране понятие. И думаю, так сложилось по всей территории бывшего Союза. Без определенного места жительства - более нежное определение, описывающее ситуацию этих людей”, - делится режиссер, излагая оценку, которую мы часто неосознанно вкладываем в термины. Документальная работа в прошлом году получила награду на международном фестивале кино и телепрограмм “Радонеж” в Москве в номинации “Лучший документальный фильм о милосердии”. Хотя, как признается сам автор “Сердца на бетоне”, он свою ленту не характеризует таким образом.
Режиссер рассказывает: “На самом деле я долго искал спонсоров для фильма. К сожалению, не нашлось ни коммерческих деятелей, ни донорских компаний, готовых поддержать проект. Тема их пугает. Наверное, для них она несколько “с душком”, несколько грязновата”. Самого Казаряна, как можно судить по локациям, мелькающим в фильме, риск испачкаться не напрягал. С целью вступить в диалог с глазу на глаз с лишенными крова жителями города автор не побрезговал появиться в местах обитания бездомных людей. Они спят на теплотрассах, забиваются от холода в подъезды и катакомбы, где их сожителями волею случая становятся насекомые, грызуны и такие же никем не оберегаемые братья наши меньшие. Ленту Рубен Казарян создавал большей частью сам, опираясь на поддержку близких друзей. Так, режиссеру протянули руку помощи и знакомые в соцсетях, которые поделились “адресами проживания” людей, обитающих вне стен домов. Подсобил Казаряну и бессменный оператор его команды Владимир Старыгин. Правда, в процессе создания “Сердца на бетоне” Старыгин выступил в качестве защиты Казаряна. Режиссер комментирует: “Люди, которых мы снимали, совершенно разные. Кто-то бывший интеллигент, кто-то им остался, кто-то из тюрьмы вышел. Конечно, сложно поворачиваться спиной к незнающим тебя людям. Владимир буквально стоял за мной и защищал, пока я проводил съемки”.
Фильм слагается из историй, поведанных теми, для кого домом круглый год являются улицы южной столицы. Не все из них горячо желали поделиться стечением обстоятельств, которые привели их к жизни в непригодных для нее условиях. Не все из них, по крайней мере, смотря в камеру, утверждают, что нуждаются в помощи. И тем не менее необходимость помощи более чем очевидна - как со стороны государства, так и каждого неравнодушного гражданина. Казарян дал слово болезненно неуместным людям современного социума, но оттого не менее живым, думающим, чувствующим. И потому пропустить через свое сердце истории тех, кому режиссер дал возможность взглянуть в глаза, и уйти, не ощутив и ничтожной метаморфозы в себе, вряд ли удастся. В “Сердце на бетоне” зрителя вынуждают сесть поближе к тем, кого он так настойчиво избегает в лабиринтах города. Будучи по другую сторону экрана, укутавшись в теплую постиранную одежду, ощущая сытость и чистоту своего тела, ожидая встречи со стенами родного крова, заглянуть в не менее человеческие глаза героев оказывается почти непреодолимо обременительно. Иронично-горько режиссер комментирует освещенную им чудовищную общественную проблему: “Тему подняли, да, тема интересная и не заканчивающаяся в рамках нашего города и нашей страны. Эти люди всегда были и всегда будут. Кто-то из них может делать все, чтобы мы их не видели, не “спотыкались” о них. Они же мешают нам в городе, разве не так? Но некоторым из них на самом деле не нужна другая жизнь”. Что касается решения проблемы, он приводит в пример те же небольшие подаяния на улице (лучше, конечно, продуктами и вещами), организацию обедов, которым, кстати, уделили экранное время в фильме. “Тема в равной степени и решаема, и нет. В отдельных случаях - разрешима, но в глобальном масштабе - вряд ли”, - в замешательстве подытоживает режиссер. “Сердца на бетоне” пока нет в открытом доступе. Автор добавляет: “Фильму где-то нужно немного адаптироваться, возможно, будут проводить досъемки”. Помимо того, в ближайших планах режиссера презентовать документальную ленту на кинофестивалях - как отечественных, так и зарубежных.
Индекс фильма: E16 - фильмы, предназначенные для зрителей, достигших 18 лет. |