|
Айгерим Бейсенбаева
В минувшие выходные в Алматы в одном из кинотеатров города состоялся I фестиваль японской анимации Animania. Мероприятие прошло при поддержке посольства Японии в Республике Казахстан и Казахстанско-японского центра развития человеческих ресурсов.
Жанр аниме очень популярен среди молодежи больших городов, алматинские школьники также уделяют японским мультипликационным сериалам много внимания. Некоторых из них привязанность к аниме даже подвигает на изучение японского языка.
В Алматы есть несколько фан-клубов этого вида современного искусства. Подобный же фестиваль в нашей стране проводится впервые
Поклонников мультипликационных жанров аниме и манга в нашем городе оказалось немало. Причем основной контингент гостей фестиваля был представлен отнюдь не школьниками, а более зрелой аудиторией.
В рамках фестиваля прошел показ культовых полнометражных анимационных картин японского производства признанных мастеров жанра. Специально подобранная создателями программа картины была призвана приобщить казахстанских детей к образцам настоящего анимационного искусства.
Программа фестиваля привлекла не только показом настоящих шедевров японской анимации, но и возможностью принять участие в различных конкурсах, связанных с анимешной тематикой.
Фанаты с радостью и энтузиазмом поучаствовали в специальных конкурсах: “аниме” - творческое состязание на лучший комикс, и “косплей” - воплощение образа любимого анимационного персонажа, для которого требовалось самостоятельно подготовить полный костюм героя. Победительницей конкурса стала, кстати, 20-летняя студентка Наталья Попова, продемонстрировавшая зрителям образ девушки ниндзя Тэмари из анимационного сериала “Наруто”.
Программа показа была рассчитана не только на детей, но и на взрослых зрителей, на некоторые фильмы было даже введено ограничение по возрасту.
Желающих приобщиться к классике японской анимации оказалось так
много, что два зала кинотеатра, в которых одновременно демонстрировали картины японских аниматоров, не смогли вместить всех поклонников жанра аниме.
Некоторые гости, видимо, из числа настоящих фанатов, даже высказывали неодобрение из-за того, что дневные сеансы были бесплатными, так как битком набитые залы не позволили в полной мере насладиться зрелищем.
В рамках фестиваля Animania прошел показ картин известных японских режиссеров - “Небесный замок Лапута” и “Мой сосед Тоторо” режиссера “японского Диснея” Хаяо Миядзаки, “Пять сантиметров в секунду” Макото Синкай, “Девочка, покорившая время” Мамору Хосода, “Магазинчик ужасов” Мацури Акино, “Яблочное зернышко” Синдзи Арамаки.
Полнометражная анимация режиссера-кудесника с мультипликационной студии “Гибли” Хаяо Миядзаки известна всему миру. Еще в середине 80-х его мультфильмы составили достойную конкуренцию наполненной “шаблонами” западной анимации, продемонстрировав всему миру совершенно другой подход к сказочной рисованной истории. Миядзаки в свое время показал зрителю свой мир невероятной реальности с интересными, порой мистическими сюжетами, с необычными персонажами, которые у него даже бывают “сквозными”, то есть переходящими из фильма в фильм.
Анимацию Миядзаки сложно назвать просто мульфильмом, это, скорее, настоящий фильм со сложной режиссурой и даже игрой рисованных актеров. Ведь персонажей Миядзаки очень сложно назвать вымышленными, несмотря на всю их фантастичность. С реальными героями их роднит, пожалуй, нечеткое разделение на отрицательные и положительные характеры. Образы очень тонко и в мельчайших деталях прописаны, они живые, так как в жизни не бывает только злых или только добрых персонажей, и нет четкого разделения на черное и белое. У Миядзаки даже отрицательным героям не чужды любовь и понимание, а главный положительный персонаж может обернуться монстром, показав двойственность и сложность натуры. Такое встречается обычно только в серьезных психологических драмах и уж никак не в детских мульфильмах.
Тем более что сюжеты картин Миядзаки даже на первый взгляд не кажутся детскими. Скорее, фильмы интересны зрителям всех возрастов, и каждый найдет в них мысли и из детства, и “на вырост”.
На фестивале вниманию зрителей была представлена картина Миядзаки “Мой сосед Тоторо”. Эта пронзительная история, несомненно, тронула каждого, кто хотя бы однажды видел историю про добродушного лесного жителя Тоторо. Многие видели этот мультфильм еще в раннем детстве и, конечно же, не откажутся даже в более зрелом возрасте вновь окунуться в таинственный и немного наивный мир рисованного детства, в котором нет ни одного отрицательного персонажа.
Творчество японского режиссера Макото Синкай также не может иметь однозначного характера - одни его творениями восхищаются, другие разочаровываются в них при первом же ознакомлении. И тут все дело в непонятной западному зрителю японской психологии (мы, кстати, тоже являемся западным зрителем по отношению к японской анимации, тем более что мы воспитаны на западном продукте). Много внимания уделяется внутреннему миру персонажей, слишком мало действия. “Пять сантиметров в секунду” - это очень медленно для западного зрителя, привыкшего к бесконечному экшну, и как раз то, что будет понятно японскому - с психологией неторопливости действия и наслаждения каждой минутой бытия.
“Магазинчик ужасов” - это произведение в жанре “мультфильма ужасов”. Только не совсем типичное, призванное не напугать зрителя до смерти неожиданным выпрыгиванием монстров из темноты, а, скорее, тронуть душу ужасами внутреннего мира человека. Опять же все внимание уделяется философии, нежели действию, то есть тому, на чем основывается японская культура.
|