|
Мария Коленко “Сердце-обличитель” - один из самых знаменитых рассказов Эдгара Алана По, признанный классикой готического жанра. Сотни театральных постановок, радиоспектакли, отступления в сериалах, музыкальные посвящения и даже компьютерные игры касательно этого гениального произведения и его героев выпущены в свет. В киноформате первая картина вышла в далеком 1941 году, и то была короткометражкой. Позднее на экранах появлялись уже полные метры. И вот режиссер Джон Ла Тир перенес действие фильма в наши дни и по-новому рассказал историю убийцы
Произведения писателя Эдгара Алана По будут будоражить кровь еще не одного поколения. Режиссер фильма, основываясь на бессмертной классике, преподнес несколько сюрпризов своему кинозрителю. Сюжет давно знаком, но новшества в виде ярких вспышек воспоминаний в голове главного героя Шона (Патрик Джон Флюгер) касательно военных действий и его непосредственного участия в них заставляют сопереживать. В воздухе повис вопрос: что же с ним приключилось? Действие фильма “Сердце-обличитель” разворачивается в Новом Орлеане. Шон переезжает в дом к старику (Питер Богданович), чтобы забыть все неудачи и обрести покой. Но воспоминания не дают ему покоя. Поначалу, узнав о недуге главного персонажа, сложилось впечатление, что зрителей ждет очередная мыльная опера со слегка ужасающими моментами, так сказать, для придания фильму жанра триллера, заявленного в описании. Но этот фильм не из классических представителей этой ветви кинематографа. Словно иллюстрации из книги Алана По на экране появляются рисованые кадры, а вкупе со вставками киноэпизодов, кажется, что вы и вовсе уже смотрите не фильм, а комикс. По сюжету старик вызывал неординарную реакцию у Шона. Вернее, отдельная его часть - глаз с бельмом, которым тот ничего не видел. Шон называл его “око зла”. В оригинале игра слов evil eye - “злой глаз” и evil I - “злой я” звучит одинаково. Вероятно, оттого, что у главного персонажа получилась такая звуковая накладка, он и решил избавиться не только от глаза, но и от старика в целом. А старик тоже хорош, будто проверяя героя на стрессоустойчивость, то и дело задевал его или поглядывал. Повествования в фильме идет от первого лица. Все свои внутренние переживания Шон не только озвучивает, но и отыгрывает, правда, не так часто, как хотелось бы. Двоякое впечатление складывается и от изобилия в фильме именно рисованной под комиксы графики - все-таки люди пришли смотреть кино, а не мульт-скетчи. А в тандеме с рассказом героя о том, что он может слышать все гораздо четче, чем обычные люди, этакая суперсила, вспомнились марвеловские герои комиксов. Вот он, еще один мститель нашелся.
Любопытный персонаж - девушка Ариэль (Роз МакГоун), внезапно появляющаяся в картине, то ли домработница, то ли такая же больная, но приходящая к Шону только ночью. Барышня по вызову - вот только реальна ли она или это плод воображения нездорового героя? Это остается загадкой до самого конца. Шон уверен, что они могли бы быть вместе, не будь этого проклятого старика. Как символ несвободы - видение Ариэль в платье с цепями и оковами, из которых герою очень трудно вызволить свою возлюбленную. И причина тому старик - главное препятствие для их светлых чувств. Но вернемся к проблеме “злого глаза”. Шон уже больше не мог жить рядом со стариком и начал вынашивать план по его ликвидации. Так, каждую ночь он приходил в спальню к старику и смотрел, как тот спит. Герой долго готовился к убийству. И наконец решился. Да и столько подталкивающих к делу фактов образовалось - прямо-таки идеальное убийство. Должно было быть... Если бы не проворные и любопытные соседи. В самом начале фильма нам показывают кабинет следователя Адамса (Джейкоб Варгас), где он допрашивает Шона, помогает различными способами освежить его воспоминания. Его больше интересуют те самые военные вспышки, герой же продолжает говорить о старике. А может, он вообще все это придумал? Грань, где реальность, а где вымысел, не удастся определить даже самому внимательному зрителю. Развязка в конце дает несколько ответов, но отчего-то им не хочется верить, настолько неординарный был сюжет на протяжении всей картины. Стук сердца, который слышал герой после того, как убил старика, сводил его с ума. А его признание: “Я не сумасшедший, я любил старика. Это было не из-за денег, я и так мог их взять” всколыхнуло мою память - и вот уже параллели с Достоевским (“Преступление и наказание” и “Униженные и оскорбленные”) не заставили себя долго ждать. Данный фильм рекомендую к просмотру любителям “поломать себе мозг” и тем, кто хочет пополнить свой арсенал достойными внимания высказываниями. Мне запомнилась фраза старика за игрой в шахматы: “Больше всего свободы у нас в начале, поэтому нет неверного первого хода. Все, что держит тебя, - это ты сам. Нужно изменять свои мысли”. Есть над чем подумать. А еще обратите внимание на старинные часы. Они гипнотически красивы.
Рассказ “Сердце-обличитель” - одно из самых экранизируемых произведений Эдгара По: согласно крупнейшей в мире базе данных и веб-сайту о кинематографе IMDb, сюжет “Сердца-обличителя” был использован в более 40 кино-, теле- и видеофильмах. |