|
Жанана Курмашева Казахское киноискусство рождалось не постепенными поисками и толчками, оно рождалось в тот момент, когда основные вехи киноискусства уже были пройдены и освоены; уже были открыты звук и цвет, развиты другие виды искусства
В период своего возникновения казахское кино имело две тенденции своего развития: пассивная фиксация материала и художественная его организация. Но все фильмы несли в себе идеологический характер, в них освещались успехи страны, шла агитация и просвещение зрителей. Они сняты достаточно примитивными средствами кино: общие планы с одной точки, однообразные растянутые куски, логическая последовательность кадров. Но тем не менее это не умаляет важности данных фильмов, так как в них запечатлена советская эпоха, время наших предшественников и лучших умов казахской интеллигенции. Жизнь, снятая тогда, сегодня для современного поколения - история. Одним из ярких представителей казахского кинематографа является Ораз Абишев, который еще во время обучения во ВГИКе работал на кинофильме “Райхан” ассистентом Моисея Левина (киностудия “Ленфильм”). Его учителя, Г.Рошаль и А.Медведкин, подготовили молодого режиссера к профессии на киностудиях “Мосфильм” и “Ленфильм” и оказали на него большое влияние.
В 1942 году, после эвакуации сотрудников “Ленфильма” в Алма-Ату, Ораз Абишев отправляется на родину вместе с коллективом уже в качестве сотрудника ЦОКС. Наряду с С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным, С.Васильевым, И.Пырьевым и Л.Траубергом, он преподает в школе киноактеров при ЦОКС, а также работает над киножурналом “Советский Казахстан”, в котором находили отражение важнейшие события и явления в различных областях и производственных отраслях. В 1946 году вышел на экраны первый документальный фильм О.Абишева “Наш колхоз Кызыл-Ту”, в 1947-м - “Наш рапорт”, посвященный достижениям республики за последние тридцать лет. В 1948-1950 годах были сняты фильмы “На дальних пастбищах джайляу” и “Песни Казахстана”. Также были созданы фильмы “Народные таланты”, “Абай”, “На земле казахской”, “Рабочие девчата”, “В нашем городе”, “Зовет вторая целина”, “Сказители”, “Сад Калыбая”, “Рапия”, “Дина Нурпеисова”, “Диалог с историей”, “Высокое небо Талгата”, “Тайна раскрытой ладони”, “От надписи на камне”, “По следам одного письма” и другие. Для его творчества характерны поэтическое обобщение, романтический и гражданский пафос. Его фильм “Апа” об учительнице Дарье Ивановне, которая вложила в своих учеников не только знания, но и человеческие качества. Это фильм о человеческих взаимоотношениях, о доброте простого человека. Для главной героини фильма смысл жизни заключается в работе, которой она отдается всей душой, в детях, о которых она заботится как мать. Фильм “Абсент” воспевает грацию и резвость коня, его молодость и силу. Очень трогательно передал Ораз Абишев встречу Абсента со своим другом-наездником Филатовым. Через линию жизни коня режиссер размышляет о счастливой молодости и старости, которая не сможет вернуть резвости прошедших лет. Этот фильм завершается не свойственной Оразу Абишеву грустью. “Крылья Кенена”, как и большинство других документальных фильмов, украшен закадровым дикторским текстом, который повествует о жизни акына и его творчестве. Текст информационного, описательного, поэтического и восхваляющего характера, который вселяет оптимизм и веру и легко воспринимается зрителем. Но в то же время дикторский текст поверхностен и не передает все трудности и боль жизни главного героя. Фильм не погружает в глубину темы, не раскрывает душу главного героя. В фильме также есть ироничные моменты, когда перед тем, как дать интервью, интервьюируемые герои заканчивали в кадре какое-либо действие, затем поворачивались к камере и начинали говорить. При всех перечисленных недостатках фильма “Крылья Кенена” надо отдать должное режиссеру, который запечатлел и показал нам акына; мы видим лицо Кенена Азербаева и чувствуем мудрость его жизни и некую недосказанность. В финале фильма аксакал благословляет молодых, и режиссер словно бы дает надежду зрителю на то, что ничего не пройдет бесследно и музыкальные традиции Кенена Азербаева имеют продолжение. В фильме “Мукан Тулебаев” Ораз Абишев просторно раскрывает перед нами все богатство и пышность природы, бескрайность казахской степи. И снова вместе с воспеванием родной земли режиссер находит симпатичный ход: статичные кадры военных лет подсвечиваются в фильме попеременными двигающимися огнями, что передает беспокойство войны. Фильмы казахского документалиста “Дитя солнца” и “Рабочие девчата” построены на инсценированных эпизодах; так, подменив реальность постановочным материалом, режиссер создал далекие от правды жизни фильмы. Но тем не менее это поиски творческого почерка - каждый фильм режиссера интересен либо живыми наблюдениями и созданным на экране образом, либо ритмом и монтажом, либо репортажной живой действительностью, и всегда - любовью к природе и человеку. Фильм о Дине положил начало биографическим фильмам в казахском киноискусстве. А фильм 1976 года “Синие острова” снят в жанре документальной кинопоэмы, которая построена на чтении О.Сулейменовым своих стихов об осмыслении действительности того времени. Ораз Абишев, несомненно, документалист, который внес неоценимый вклад в казахскую культуру. Именно он донес до современного поколения лица своей эпохи, запечатлел остов казахской культуры, рассказав о казахских талантах и их вкладе и значении очень доходчиво и бережливо. Фильмы основоположника казахской кинодокументалистики открытые и искренние: ему удалось передать в своих фильмах оптимизм своего времени, простоту и чистоту человеческих взаимоотношений. Основной темой творчества Ораза Абишева я считаю тему передачи и сохранения прошлого опыта молодому поколению. В фильмах режиссера идет перекличка линий традиций, которыми так гордится режиссер, и современности, до которой так важно эти традиции донести. Ценить то, что было, - вот что говорит нам режиссер посредством своих фильмов. В фильме “Апа” это душевные встречи учительницы с воспитанниками, в фильме “Кажымукан” портрет великого батыра казахской степи рисуют дети в финале фильма, в фильме “Крылья Кенена” акын благословляет молодежь, следующие поколения. Цветущие деревья в фильмах документалиста Ораза Абишева звучат как символ расцвета, рождения нового, они жизнеутверждающи. Главной целью этих фильмов было донести до зрителя максимальную информацию, построение большинства картин данного периода было однообразным и стереотипным: хронология фактов жизни, экскурс на родину героя и дикторский текст. Однако этому поколению кинематографистов удалось достойно показать на экранах мира свою культуру и героев своих народов, они подготовили почву для появления последующих фильмов, режиссеры которых ищут себя в разных направлениях как авторского, так и коммерческого кино, среди которых С.Азимов, В.Тюлькин, Б.Каирбеков, А.Байгожина, Б.Шарип и другие более молодые их последователи. Сегодня в киношколах страны начинающие кинематографисты изучают его творчество, просматривая и анализируя фильмы казахского режиссера. А в год столетия известного кинодокументалиста для будущих режиссеров появилась возможность получить специальную стипендию имени Ораза Абишева, которая была учреждена Фондом имени Ораза Абишева. Данная стипендия - прекрасная награда для талантливого режиссера.
В 1946 году вышел на экраны первый документальный фильм О.Абишева "Наш колхоз Кызыл-Ту", в 1947-м – "Наш рапорт", посвященный достижениям республики за последние тридцать лет. В 1948–1950 годах были сняты фильмы "На дальних пастбищах джайляу" и "Песни Казахстана". Также были созданы фильмы "Народные таланты", "Абай", "На земле казахской", "Рабочие девчата", "В нашем городе", "Зовет вторая целина", "Сказители", "Сад Калыбая", "Рапия", "Дина Нурпеисова", "Диалог с историей", "Высокое небо Талгата", "Тайна раскрытой ладони", "От надписи на камне", "По следам одного письма" и другие. |