ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Фокус: надежда Смотри в оба

Жанана Курмашева
Казахское киноискусство рождалось не постепенными поисками и толчками, оно рождалось в тот момент, когда основные вехи киноискусства уже были пройдены и освоены; уже были открыты звук и цвет, развиты другие виды искусства

 

В период своего возникновения казахское кино имело две тенденции своего развития: пассивная фиксация материала и художественная его организация. Но все фильмы несли в себе идеологический характер, в них освещались успехи страны, шла агитация и просвещение зрителей. Они сняты достаточно примитивными средствами кино: общие планы с одной точки, однообразные растянутые куски, логическая последовательность кадров. Но тем не менее это не умаляет важности данных фильмов, так как в них запечатлена советская эпоха, время наших предшественников и лучших умов казахской интеллигенции. Жизнь, снятая тогда, сегодня для современного поколения - история.
Одним из ярких представителей казахского кинематографа является Ораз Абишев, который еще во время обучения во ВГИКе работал на кинофильме “Райхан” ассистентом Моисея Левина (киностудия “Ленфильм”). Его учителя, Г.Рошаль и А.Медведкин, подготовили молодого режиссера к профессии на киностудиях “Мосфильм” и “Ленфильм” и оказали на него большое влияние.

 

 

В 1942 году, после эвакуации сотрудников “Ленфильма” в Алма-Ату, Ораз Абишев отправляется на родину вместе с коллективом уже в качестве сотрудника ЦОКС. Наряду с С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным, С.Васильевым, И.Пырьевым и Л.Траубергом, он преподает в школе киноактеров при ЦОКС, а также работает над киножурналом “Советский Казахстан”, в котором находили отражение важнейшие события и явления в различных областях и производственных отраслях.
В 1946 году вышел на экраны первый документальный фильм О.Абишева “Наш колхоз Кызыл-Ту”, в 1947-м - “Наш рапорт”, посвященный достижениям республики за последние тридцать лет. В 1948-1950 годах были сняты фильмы “На дальних пастбищах джайляу” и “Песни Казахстана”. Также были созданы фильмы “Народные таланты”, “Абай”, “На земле казахской”, “Рабочие девчата”, “В нашем городе”, “Зовет вторая целина”, “Сказители”, “Сад Калыбая”, “Рапия”, “Дина Нурпеисова”, “Диалог с историей”, “Высокое небо Талгата”, “Тайна раскрытой ладони”, “От надписи на камне”, “По следам одного письма” и другие. Для его творчества характерны поэтическое обобщение, романтический и гражданский пафос.
Его фильм “Апа” об учительнице Дарье Ивановне, которая вложила в своих учеников не только знания, но и человеческие качества. Это фильм о человеческих взаимоотношениях, о доброте простого человека. Для главной героини фильма смысл жизни заключается в работе, которой она отдается всей душой, в детях, о которых она заботится как мать.
Фильм “Абсент” воспевает грацию и резвость коня, его молодость и силу. Очень трогательно передал Ораз Абишев встречу Абсента со своим другом-наездником Филатовым. Через линию жизни коня режиссер размышляет о счастливой молодости и старости, которая не сможет вернуть резвости прошедших лет. Этот фильм завершается не свойственной Оразу Абишеву грустью.
“Крылья Кенена”, как и большинство других документальных фильмов, украшен закадровым дикторским текстом, который повествует о жизни акына и его творчестве. Текст информационного, описательного, поэтического и восхваляющего характера, который вселяет оптимизм и веру и легко воспринимается зрителем. Но в то же время дикторский текст поверхностен и не передает все трудности и боль жизни главного героя. Фильм не погружает в глубину темы, не раскрывает душу главного героя.
В фильме также есть ироничные моменты, когда перед тем, как дать интервью, интервьюируемые герои заканчивали в кадре какое-либо действие, затем поворачивались к камере и начинали говорить.
При всех перечисленных недостатках фильма “Крылья Кенена” надо отдать должное режиссеру, который запечатлел и показал нам акына; мы видим лицо Кенена Азербаева и чувствуем мудрость его жизни и некую недосказанность.     В финале фильма аксакал благословляет молодых, и режиссер словно бы дает надежду зрителю на то, что ничего не пройдет бесследно и музыкальные традиции Кенена Азербаева имеют продолжение.
В фильме “Мукан Тулебаев” Ораз Абишев просторно раскрывает перед нами все богатство и пышность природы, бескрайность казахской степи. И снова вместе с воспеванием родной земли режиссер находит симпатичный ход: статичные кадры военных лет подсвечиваются в фильме попеременными двигающимися огнями, что передает беспокойство войны.
Фильмы казахского документалиста “Дитя солнца” и “Рабочие девчата” построены на инсценированных эпизодах; так, подменив реальность постановочным материалом, режиссер создал далекие от правды жизни фильмы. Но тем не менее это поиски творческого почерка - каждый фильм режиссера интересен либо живыми наблюдениями и созданным на экране образом, либо ритмом и монтажом, либо репортажной живой действительностью, и всегда - любовью к природе и человеку.
Фильм о Дине положил начало биографическим фильмам в казахском киноискусстве. А фильм 1976 года “Синие острова” снят в жанре документальной кинопоэмы, которая построена на чтении О.Сулейменовым своих стихов об осмыслении действительности того времени.
Ораз Абишев, несомненно, документалист, который внес неоценимый вклад в казахскую культуру. Именно он донес до современного поколения лица своей эпохи, запечатлел остов казахской культуры, рассказав о казахских талантах и их вкладе и значении очень доходчиво и бережливо.
Фильмы основоположника казахской кинодокументалистики открытые и искренние: ему удалось передать в своих фильмах оптимизм своего времени, простоту и чистоту человеческих взаимоотношений.
Основной темой творчества Ораза Абишева я считаю тему передачи и сохранения прошлого опыта молодому поколению. В фильмах режиссера идет перекличка линий традиций, которыми так гордится режиссер, и современности, до которой так важно эти традиции донести. Ценить то, что было, - вот что говорит нам режиссер посредством своих фильмов. В фильме “Апа” это душевные встречи учительницы с воспитанниками, в фильме “Кажымукан” портрет великого батыра казахской степи рисуют дети в финале фильма, в фильме “Крылья Кенена” акын благословляет молодежь, следующие поколения. Цветущие деревья в фильмах документалиста Ораза Абишева звучат как символ расцвета, рождения нового, они жизнеутверждающи.
Главной целью этих фильмов было донести до зрителя максимальную информацию, построение большинства картин данного периода было однообразным и стереотипным: хронология фактов жизни, экскурс на родину героя и дикторский текст. Однако этому поколению кинематографистов удалось достойно показать на экранах мира свою культуру и героев своих народов, они подготовили почву для появления последующих фильмов, режиссеры которых ищут себя в разных направлениях как авторского, так и коммерческого кино, среди которых С.Азимов, В.Тюлькин, Б.Каирбеков, А.Байгожина, Б.Шарип и другие более молодые их последователи.
Сегодня в киношколах страны начинающие кинематографисты изучают его творчество, просматривая и анализируя фильмы казахского режиссера. А в год столетия известного кинодокументалиста для будущих режиссеров появилась возможность получить специальную стипендию имени Ораза Абишева, которая была учреждена Фондом имени Ораза Абишева. Данная стипендия - прекрасная награда для талантливого режиссера.

В 1946 году вышел на экраны первый документальный фильм О.Абишева "Наш колхоз Кызыл-Ту", в 1947-м – "Наш рапорт", посвященный достижениям республики за последние тридцать лет. В 1948–1950 годах были сняты фильмы "На дальних пастбищах джайляу" и "Песни Казахстана". Также были созданы фильмы "Народные таланты", "Абай", "На земле казахской", "Рабочие девчата", "В нашем городе", "Зовет вторая целина", "Сказители", "Сад Калыбая", "Рапия", "Дина Нурпеисова", "Диалог с историей", "Высокое небо Талгата", "Тайна раскрытой ладони", "От надписи на камне", "По следам одного письма" и другие.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение