|
Йоханна Акбар
В Алматы прошел фестиваль польского кино, в программу которого вошли лучшие киноленты, снятые за последние годы в Польше.
Особенно поразила зрителя картина режиссера Анджея Якимовского “Представь”, вызвавшая шквал вопросов, ответы на которые зрителю придется искать самому
В основе сюжетной линии лежит история скорее выбора, чем доверия. Элитная лиссабонская школа принимает в свои ряды слепых учащихся. Однако место смахивает больше не на школу - оплот знаний и новых коммуникативных навыков, а на глухой, отгороженный от всего остального мира оазис. Ученики, превалирующая часть которых - молодые люди, целыми днями сидят на лавочках и пытаются вслушиваться в окружающий мир, чтобы хоть как-то представить его себе, но все попытки оказываются тщетны, что становится очевидно с самого начала фильма.
Вдруг в этом слепом мирке появляется новый учитель по пространственной ориентации Ян, который глубоко убежден, что отсутствие зрения не является причиной не видеть мир и не понимать его. Да, Ян, сам будучи незрячим, эксцентричен, но не безрассуден. Этот уникум поражает своим умом, находчивостью и устремлениями, его личность окутана тайной для всех, кто цепляется за сложившиеся установки, понятия и ценности. До своих подопечных Ян пытается донести информацию о силе воображении, силе веры в человеческие способности и выборе. “Ну, кто хочет попробовать?” - то и дело спрашивает он своих учеников. По убеждениям Яна, мы сами должны определиться, хотим мы видеть или нет, а страх и понятие о безопасности порой являются прикрытием лени, отсутствия воли, нежелания бороться за то, чтобы жить по своему усмотрению.
Ученики быстро идут с ним на контакт, полагая, что все дастся очень просто (они ведь не видят шрамы на лице Яна), а натыкаясь на первые препятствия, спешат отступить назад в свою “раковину”. Единственным человеком, который полностью осознает безвыходность своего положения в школе незрячих и готов идти на риск, поскольку терять фактически нечего, является молодая женщина Ева. Героиня, ставшая отшельником даже в мире слепых, испытывает Яна на честность по-своему. Она, естественно, боится, что может попасться на какую-то хитросплетенную уловку, боится потерять надежду, но, “присмотревшись” к Яну, понимает, что без умения идти на риски и самая сильная надежда может умереть. Ева тоже не лишена эксцентричности, она смелая, страсть к жизни в ней так же сильна, как и в Яне. Герои начинают знакомиться и узнавать друг друга, и это привлекает внимание директора школы.
Здесь и начинается противостояние, во многом основанное на эгоизме, чувстве зависти начальства и упорстве Яна. Часто случается такое, что новому закрыта дорога только потому, что это новое пришло в голову другому человеку: и начинается произвол со стороны власть имущего, активная пропаганда безопасности, которая не более чем попытка оправдать и прикрыть свою бездарность, аморфность и даже ограниченность мышления.
Смелая картина затрагивает больные для каждого человека личные вопросы. Во многих отзывах спрашивают: “Реален ли образ того мира, который Ян внушает своим ученикам? И честен ли Ян сам с собой?”. И ответы зрителей содержат непростительные логические несостыковки.
Да, им нравится Ян-бунтарь, им жалко его, но они не хотят мыслить как он, и это непростительно. Я выдвигаю вместо ответа другой вопрос: “Насколько реален образ того мира, который пытается внушить нам директор школы, олицетворяющий собой общественные предрассудки?”.
В XIX веке жил замечательный писатель Генри Торо и была у него книга об отшельнической жизни “Уолден, или Жизнь в лесу”, в которой он пишет: “Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни - она слишком драгоценна для этого...”
Можно смотреть - и не видеть, слушать - и не слышать. Все зависит от нас самих, как мы себя воспитываем, какими хотим быть. Можно быть таким, как Ян и Генри Торо, страстно любить жизнь, гореть мечтой преодолевать препятствия, смелым, но в то же время аутсайдером, а можно забиться в угол, бояться высунуть нос на улицу, убеждая себя, что безопасность - это и есть жизнь, а не жалкое существование. Выбор за вами.
Режиссер Анджей Якимовский о фильме:
- Мне показалось, что способы, которыми пользуются слепые люди, чтобы ощутить окружающий их мир, очень образны и кинематографичны. Я стал изучать эту тему - и провел несколько месяцев, исследуя вопрос о пространственной ориентации и ее техниках, прежде чем решился написать эту историю. Существует мнение, что слепых людей должны обучать технике передвижения в пространстве такие же, как они, а не просто специальные инструкторы. Главный персонаж фильма Ян таковым и является.
Однако чем свободнее ты начинаешь передвигаться, тем выше риск - и в этом смысле Ян играет с огнем. А вопрос в том, может ли он подвергать такому же риску своих юных учеников. Яну кажется, что это как раз и есть та неминуемая цена, которую каждый должен платить за свободу и независимость. И, возможно, его методы не более рискованны, чем сама жизнь... |