|
Малика Дауылбай
В кинотусовке опять неспокойно. Группа молодых казахстанских режиссеров выдвинули манифест: кинематографисты в течение определенного отрезка времени обязуются снять злободневные, социальные картины при малом бюджете.
Наш корреспондент представляет вашему вниманию точку зрения одного из членов нового кинодвижения “Партизанское кино”.
Но чтобы соблюсти баланс, мы готовы представить дискуссионную площадку и для другой стороны баррикады - официального руководства “Казахфильма”
“Партизанское кино” объединило команду режиссеров: Адильхана Ержанова, Аскара Узабаева, Жасулана Пошанова, Александра Сухарева, Талгата Бектурсынова, Дениса Борисова, Мурата Махана и Арслана Акубаева.
Изначально запланировали нескольких собеседников, но по личным причинам режиссеры Аскар Узабаев и Жасулан Пошанов отказались от интервью, аргументировав тем, что задействованы в съемках.
В представленном интервью на вопросы корреспондента любезно согласился ответить один из авторов обращения - Адильхан Ержанов.
- После того, как в сети и в ряде СМИ был опубликован ваш киноманифест, какого рода изменения произошли в отношении к вашему творчеству?
- Мы все стремимся снимать то, что волнует, то, что правдиво, и мы готовы это делать без бюджета. Понимаете, мы не просим денег, мы не собираемся устраивать свару - мы просто объединяемся, чтобы помогать друг другу в съемках малобюджетного кино. Если мы не поможем друг другу, мы обречены на бесконечное ожидание денег от чиновников студии. И что в итоге? Капитуляция, которая выражается обыкновенно в том, что режиссеры идут на заказные сценарии, пустые по содержанию.
Манифест тут был необходим для определения союзников, для того, чтобы малобюджетность стала основным правилом игры - чтобы появился интерес к такому кино. Если возникнет три хороших фильма этого направления и десять посредственных за один год, то это уже будет становлением какого-то рынка. А рынок - это та среда, где жанр расцветает.
Наша задача - создать движение социального кино, которое станет ответом на то эскапистское безобразие, происходящее сейчас. Именно в свободном и малобюджетном кинематографе есть перспективы развития, пусть даже это и не принесет больших денег - кинематографу необходим диалог со зрителем. Я уверен, что у бюджетного кино “Казахфильма” диалога нет и не будет, а у малобюджетного “Партизанского кино” шансы найти зрителя гораздо более высоки. Все зависит от искренности автора - а зритель все же размышляет, он обязательно оценит честность.
Манифест вызывает у некоторых непонимание, но мы не просим ни у кого денег, я не пиарю свою студию, которой у меня нет, не выдвигаю политических лозунгов - этот манифест есть призыв к протесту посредством кино, протесту против кинематографического вакуума в Казахстане. А также вызов против обреченности в нашей системе, где запуски дают только по решению и капризам одного человека.
- Что именно Вы хотели бы доказать своими работами? Тот факт, что качественную картинку, а главное - интересный и социальный сюжет возможно снять без денег или же все-таки, что амбициозных авторов в стране много и они устали ждать у моря погоды?
- Я не хочу что-то доказывать своими работами. “Партизанское кино” есть площадка для творчества. Мы хотим как бы легитимизировать кино без бюджета, создать аудиторию зрителей, авторов. Популяризировать движение в конечном итоге для того, чтобы изменить лицо отечественного кинематографа. Уверен, этот эксперимент потом возьмут на вооружение и маститые киношники - это просто исторические законы развития кинематографа.
Такие эксперименты, вроде “Партизанского кино”, неизбежны. В Англии 60-х это были “Рассерженные”, “Догма” - в Дании, “новые волны” - во Франции, США, Чехии, Германии, Китае, и т.д. Эти движения организовываются как бы сами по себе, там есть доля энтропии, но при всем этом в них есть энергия поколения, воля авторов, которые хотят высказаться вопреки препонам. Эти движения везде называются по-разному, отражают разные принципы, но суть одна - движения протестуют против старого и ищут новый язык кино, нового зрителя.
Так что цели “Партизанского кино” далеко не рекламного характера и не политического, цели довольно прозаичные - снимать так, чтобы каждый маленький фильм стал частью движения, частью борьбы за новое кино. Согласитесь, без манифеста снимать малобюджетное кино в одиночку - занятие бесперспективное. Придать смысл и идею - вот что нужно сейчас независимому кино, что мы и пытаемся делать, хотя и получаем стандартную порцию нытья и обвинений.
- Какие последние события способствовали созданию движения? Наверняка ваш проект задумывался не стихийно, сколько времени потребовалась от идеи до ее реализации?
- Проект только начинается. Манифест - не проект, проект - сами фильмы. Мы их снимем, это не останется просто сотрясением воздуха. Люди, подписавшие манифест, никогда не отличались бездеятельностью. Но и без слов нельзя. Нельзя просто снимать, необходима диалоговая площадка - обычно это были журналы вроде “Кайе Дю Синема” или “Секвенс”, вокруг которых собирались критики, спорили, из которых, в принципе, выходили все ведущие режиссеры “волн”. Для движения необходима “болтовня”, как ее называют у нас, а я считаю, что это диалог. Лично я сниму фильм с двумя - звукорежиссером Сашей Сухаревым и Арсланом Акубаевым. Конечно, я планировал снимать это с гарантированным бюджетом от “Казахфильма”, но после Канн я вынужден признать, что забирать свои слова обратно у его руководства - дело обычное.
Я уверен, что с двумя ребятами и без денег сниму то, что станет интереснее тех многомиллионных лент “Казахфильма”, снимаемых без идеи. И это меня поддерживает, это и есть волшебство “Партизанского кино”.
- Согласно вашему сообщению, молодые “рассерженные” режиссеры вместе с вами на базе творческого объединения “Партизанское кино” начнут работу над полнометражным кино без финансирования. Как это возможно? У вас есть студия, где есть помещения вроде съемочных павильонов?
- “Партизанское кино” - это не студия, это не бизнес. Это образ мышления, это идея. У нас нет финансирования, и мы его не ждем. Студий полно - кто хочет, тот участвует. Уверен, поддержка есть и со стороны студии Аскара Узабаева, Жасулана Пошанова, также присоединяется Нариман Туребаев и другие. Авторы и их воля - вот финансы “Партизанского кино”, а улицы - съемочные павильоны.
- Был ли подобный опыт в Вашей карьере, когда Вам приходилось снимать полный метр ограниченными финансами? Помимо отсутствия денег какие еще проблемы возникали?
- Я снимал уже практически без денег фильмы. К примеру “Хозяева” сняты в разы дешевле других лент “Казахфильма” - однако в Канны попал именно этот фильм, а не другая продукция студии.
Причина - везде приветствуется кино, где есть социальная правда, а не заказной гламур. К тому же дефицит бюджета - повод разыграться воображению. В “Челюстях” Спилберга основное изобретение - это то, что акула появляется только к середине фильма. И это заслуга недостатка бюджета.
- Вы высказали интересную мысль: “Все начинается просто, все начинается со злости”. Ваша злость прежде всего основана на протесте против лживого и буржуазного кино. Как долго осталось ждать зрителю, чтобы общество могло увидеть результат и согласиться с Вами относительно протестной формы?
- Я завершаю третью часть своего фильма в жанре псевдодокументального кино. Так как без бюджета нет смысла преследовать художественную постановочность.
Это станет историей казахстанского общества в контексте одного отщепенца. Я экранизирую историю аутиста, 15 лет не выходившего из своего дома. Когда умирает его мать, он вынужден начать самостоятельную жизнь, но все его попытки наталкиваются на сопротивление бюрократического толка. Полагаю, это станет своего рода трагикомичным экскурсом по нашему обществу.
- Одно дело, что кино возможно снять при малом бюджете. Другое, возможно ли его показать на широком экране таким же образом? Вы уже отрегулировали вопросы относительно проката, или же этими моментами занимаются уже тогда, когда кино готово?
- Мы открыты для любых предложений. Однозначно, показ фильмов устроят в конце года, но прокат маловероятен - однако надеемся на лучшее. |