|
Аселя Малайбекова
Евгений Жуманов - известный казахстанский театральный актер, однако особую популярность он приобрел благодаря двум телевизионным проектам в Казахстане: сериалу “Перекресток”, где сыграл роль Шамиля Байжанова,
и передаче “Кто возьмет миллион”. О своей кинодеятельности актер отзывается достаточно самокритично, ведь, по его словам, ему посчастливилось сняться в пяти фильмах.
О своей роли в кино и на телевидении - в интервью нашего корреспондента
- Недавно вышел фильм Алексея Горлова “История одной старушки”. Евгений Нуриевич, расскажите о Вашей роли в этой киноленте.
- Сама роль достаточно интересная. Вообще мне сценарий очень понравился. Я согласился участвовать в этом фильме исключительно потому, что мне приглянулась история. К тому же меня привлекло то, что эта кинокартина - эксперимент, когда на одно включение камеры снимается весь фильм, без остановки и без дублей. Честно признаться, говоря о роли, по большому счету, я своей работой недоволен, потому что, глядя весь фильм на гениально молчащую Лию Нэльскую, светлая ей память, я рядом с ней кажусь себе пошлым клоуном. Несоизмеримы уровни актерского мастерства, я всегда по гамбургскому счету предъявляю себе претензии.
- Любой человек относится к себе самокритично, Вы с этим согласны?
- В нашей профессии это очень большая редкость, когда человек относится к себе с трезвой самокритикой. У нас, актеров, превалируют в основном самолюбование, нарциссизм, показушничество и т.д. С трезвой самооценкой в нашем цеху дела обстоят проблематично.
Я и по жизни такой человек - самокопательный, и к своей профессии так же отношусь, всегда найду способы придраться к себе.
- “История одной старушки” - последняя работа Лии Нэльской...
- Лия Владимировна - целая эпоха. К большому сожалению, такие люди уходят, и эта пустота не заполняется, потому что никто не играет, не чувствует, не работает больше так, как она. И люди ее поколения - это та школа актеров, которой уже никогда не будет. Остается что-то такое поверхностное.
- В 2002 и 2003 годах Вы участвовали в съемках российского сериала “Свободная женщина”, расскажите о Вашем опыте в соседнем телепространстве.
- Это был проект небезызвестного и, к сожалению, ныне покойного Сергея Клещенкова, бывшего генерального директора канала КТК, на котором я тогда работал в качестве ведущего программы “Кто возьмет миллион”. И был совместный проект с российской продюсерской компанией Central Partnership. А сам Сережа - из Москвы, поэтому он подтянул все свои российские связи, так и получился сериал “Свободная женщина”. А так как это был все же совместный проект Казахстана и России, то должен быть и представитель нашей страны, поэтому мне предложили сниматься в этом телевизионном проекте.
В этом сериале у меня лишь незначительный эпизод, есть сцена в первой части, в трамвае. Если мне память не изменяет, она длилась всего-то одну минуту и двадцать семь секунд. Во второй части, когда главный персонаж приезжает в Алматы, здесь целая серия происходит в нашем городе. Конечно, у меня работы было побольше. Но это отняло всего неделю моей жизни. Мне было невероятно приятно работать со съемочной группой. Я всегда поражался их организаторским способностям, качеству, отлаженности процесса.
Я добрым словом вспомнил наш “Перекресток”. Потому что у нас в этом отношении, в производственном, наш проект был английским, и у нас все было безупречно. То есть я в этом деле человек немного искушенный, поскольку работал в двух серьезных английских проектах. Например, вспоминая работу над программой “Кто возьмет миллион” - к нам приехали специальные люди из Англии, которые основательно обучали меня тому, как вести программу.
У нас была толстенная книжка Production Bible, где было описано буквально все по секундам - на какую музыкальную заставку идет цветовая программа и что в этот момент говорит ведущий, то есть все было отточено. Это и есть лицензионный продукт, мы каждый раз перед англичанами отчитывались за качество, всегда отправляли им наши версии этой телепередачи. Поэтому я в этом отношении человек избалованный. И когда я попадаю на съемки наших отечественных проектов и площадка полностью не организована, в такие моменты мне хочется кричать: “Люди, никто так не работает уже давным-давно!”.
А москвичи в организационных моментах, конечно, собаку съели. У них такое количество сериалов снимается. Вот даже этот единственный эпизод, который у меня был в первой части “Свободной женщины”. А мы ведь снимали в реальном трамвае, который шел по Москве, с настоящими пассажирами. Это достаточно сложная ситуация. Но съемочная группа настолько слаженно отработала, что я потратил всего лишь два часа на всю работу, то есть в первый день мы отсняли эту сцену. Заняло это всего ничего, полтора часа, а во второй день в студии “Союзмультфильма” за двадцать минут записали мой голос.
- Имея такой опыт, скажите, чем отличается кино от телевизионного продукта - сериалов?
- В силу того, что у меня нет богатого киноопыта, о кино мне сложно говорить, а вот о сериалах я могу сказать. Там все-таки во главе угла стоит скорее производственный процесс, нежели творческий. Кино все-таки подразумевает полностью процесс игры актеров, взаимодействие с локациями и так далее. Но это, конечно, только в большом кино. Сегодня мы не все то, что выходит на большие экраны, можем назвать словом “кино”.
Мне не удавалось сняться именно в фильме, где все с заглавной буквы, за исключением “Истории одной старушки” Леши Горлова. Потому что такой эксперимент для нашего казахстанского кинематографа уникален. Кстати, через два года будет тридцать лет, как я на сцене театра. Было очень комфортно в такой обстановке. Попутно отмечу, многие обратили внимание на то, что в кадре этого фильма были только исключительно театральные актеры.
Для нас, театралов, играть что-то непрерывное - ситуация привычная, потому что в театре нам приходится играть пьесу от начала до конца. Но вот то, что наша съемочная группа была готова непрерывно снимать - было столько локаций, персонажей, даже были каскадеры. В сцене, когда старушка падает в бассейн, надо было подменить Лию на молодую девушку. Все это нужно было сделать без помарок, ляпов на протяжении полутора часов. Мне было очень приятно находиться в этом творческом коллективе.
- Что для Вас большое кино, арт-хаус или коммерческие фильмы?
- Очень хорошо сказал об этом Михаил Михайлович Жванецкий: “Не бывает коммерческого успеха. Успех - это успех, или он есть, или его нет”. Люди должны понимать, что им показывают - кино, спектакль. Я считаю, что искусство должно быть понятным. Я не падаю в обморок от “Квадрата” Малевича, это кич для меня.
В программе “Культурная революция” у Михаила Швыдкого на канале “Культура” был Андрон Кончаловский, и речь как раз шла об этом “Квадрате”, о том, что это такое. Я был полностью на стороне Андрона. Мне для того, чтобы заглянуть в себя, запустить какие-то мыслительные процессы, вовсе не нужно смотреть на какой-то черный квадрат. Искусство должно пробуждать в тебе эти чувства.
- Возвращаясь к Вашей кино- и теледеятельности с 2003 по 2009 год, у Вас не было каких-либо кино- или телепроектов. С чем это связано?
- По всей видимости, я плохой киноактер. Как о театральном актере я о себе так сказать не могу, потому что с этой стороны, не побоюсь этого слова, у меня все достаточно успешно. А в кино - или я кино чем-то не устраиваю, или кино меня - никак у нас этой любви не случится. То есть я сделал вывод, что дело во мне.
- А что насчет Вашей телевизионной деятельности?
- Телевидение - это моя вторая любовь после театра. Я уже двадцать лет как работаю - начиная с 1995 года (“Перекресток”), я по-прежнему “то там, то сям” появляюсь на ТВ. Было время, как я пропал с экранов, когда закрылся “Миллион”. Тут же по Алматы пошли слухи, мне стали звонить, и очень удивлялись, что я отвечал на звонки. Все звонили, чтобы выразить соболезнования, меня похоронили. Я так и не смог докопаться, кто кому шепнул, потому что, когда один раз позвонили - это смешно, в третий - уже негодуешь. Звонки продолжались на протяжении трех месяцев, это уже выводило из себя. Я боялся, что, не дай Бог, кто-то так же позвонит моей маме, тогда точно были бы похороны.
- Вы являетесь киноактером, телеактером и театральным актером. Скажите, что из всего этого Вам ближе?
- Конечно, театр, тут иного варианта ответа и быть не может. |