|
Аселя Малайбекова
В Алматы завершилась неделя документального кино, приуроченная ко Дню Независимости Казахстана. Главная идея кинонедели - рассказать об отечественных деятелях культуры, приблизить каждого жителя к современному казахскому искусству
За неделю в кинотеатрах “Арман” и “Цезарь” прошло восемь фильмов, картины которых повествовали о творчестве таких людей, как Султан Кожыков, Дукенбай Досжан, Мухтар Бактыгереев.
Неигровое кино - совершенно отдельное явление киноискусства. В основу документальных фильмов ложатся съемки подлинных событий и лиц. И хотя реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино, в произведениях документалистики часто используются как фрагменты игровых фильмов, так и постановочные элементы.
Часто мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьезных философских обобщений в своих произведениях. Как это случилось в ленте Ермека Шианрбаева “Художник Ерболат Толепбай”.
Фильм снят по идее французского режиссера Анри-Жорж Клузо и его фильма “Тайна Пикассо”.
Замысел зарубежного фильма состоял в том, что прямо перед камерой великий художник создавал и уничтожал на стекле 15 оригинальных произведений. Клузо в своей картине ставит художника в жесткие временные рамки, доводя маэстро до крайней степени творческого напряжения.
В своей же работе Ермек Шинарбаев отнесся к художнику снисходительнее, чем Клузо к Пикассо, ведь за весь фильм Ерболат написал только одну картину на стекле и ее не уничтожили, а оставили - поместили в рамку, теперь такое чудо стало составляющей в коллекции художника.
Помимо того, что в фильме мы можем наблюдать за каждым штрихом художника, его мимикой, позой под различным фокусом и ракурсом. Так нам удается узнать его поближе, его родственников, родной край, увидеть и убедиться в успехе этого человека.
Хотя поначалу диалог не очень складывался: Ерболат отказался сниматься в фильме, да к тому же под пристальным прицелом камеры. Однако с течением времени съемочная команда во главе с Ермеком Шинарбаевым все-таки уговорила художника, но маэстро попросил год на раздумье. С одной стороны, казалось бы, что такого сложного для мастера своего дела просто рисовать на камеру. Но оказалось все намного серьезнее, ведь когда ты пишешь на холсте один в окружении только тишины - это привычная обстановка. А когда помимо камеры за тобой следит целая съемочная команда - ситуация крайне угнетающая. Художник в процессе работы над картиной все равно что оголяет свою душу, раскрывает свои самые потаенные и сокровенные мысли, желания, мечты, чтобы изложить свои чувства в линиях, штрихах и цвете.
Как отметил сам художник, ему было непривычно писать маслом на стекле, поскольку краска не сразу ложится, немного стекая вниз, может полностью изменить ход мыслей маэстро. Кроме кисти, мастер использовал мастихин, который создавал совершенно другой эффект на стекле.
Примечателен тот факт, что в ленте Ерболат Толепбай делится своими философскими взглядами на искусство и жизнь, при этом мастер обдумывает каждое слово прежде, чем его произнести. И легко заметить, что человек действительно говорит от души: это незаученный текст или какая-либо игра.
“Меня никто не сможет повторить, срисовать, потому что я с этим пришел и уйду”, - высказался художник в одном из кадров фильма.
Сам Ерболат Толепбай - лидер современного культурного движения в Казахстане и имеет немалое количество заслуг и наград. Зачастую Ерболата сравнивают с Пикассо - творчество обоих художников своеобразно и загадочно.
Как говорит художник, в каждой его картине должна быть загадка, если же в процессе художник сам начинает догадываться, о чем он пишет, то начинает все с самого начала.
Так и его картина, которую он писал во время съемок фильма, многозначна, лично для меня - голубое небо, золотая степь и где-то далеко видны очертания каменных джунглей, как будто бы городская инфраструктура изнутри уничтожает прекрасное природное явление, для кого-то другого все это может показаться фантасмагорией города...
По словам режиссера киноленты, на сегодняшний день люди стали осознавать свою историю, действительность, и в этот же момент народ стремится узнать себя изнутри. Ведь в нашей стране родились и живут выдающиеся личности, которые работают на высоком профессиональном уровне, и о них нужно говорить. К тому же о них должны знать не только жители Казахстана, но и других стран, тем более, что сегодня наша страна приковывает на себя заинтересованные взгляды со стороны других государств.
Во время “Недели документального кино”, которая прошла в шестой раз, организованная АО “Казахфильм” имени Шакена Айманова к Дню Независимости Республики Казахстан, зрители увидели фильмы: “Война и мир Султана Ходжикова”, “Тысячи судеб Дукенбая Досжана”, “Мухтар Бактыгереев”, “Мелодии жизни”, “Ыдырыс Ногайбаев”, “Камал Смаилов”, “Төзiм”, в котором рассказывается о жизни и творчестве известного казахского актера театра и кино Кененбая Кожабекова.
Все показы проходили в кинотеатре “Цезарь”, за исключением картины “Художник Ерболат Толепбай”, который можно было посмотреть в кинотеатре “Арман”.
Завершилась Неделя документального кино показом фильма, посвященного известному журналисту Камалу Смаилову. Картину представил режиссер Жанабек Жетируов. |