|
Айгерим Бейсенбаева
Закономерное появление бесконечных сиквелов и триквелов к коммерчески удавшимся картинам рано или поздно наводит на мысль о том, что поступать с подобными вторичными продуктами кинопроизводства нужно согласно одной мудрой пословице. То есть пословица эта о пище, но к голливудским “изыскам” она, тем не менее, подходит. А звучит это правило примерно так: завтрак, то есть оригинальный фильм, съешь сам, обед (читай: вторую часть) - раздели с другом, а ужин - соответственно, пресловутый триквел - отдай врагу. Такая диета сохраняет нервные клетки.
О четвертых частях, которые тоже имеют место быть, речи не идет вообще
От третьей части “Мумии” - “Гробница императора драконов” - особого прорыва никто не ждал. Главное ведь в этом деле - не посрамить славного имени картин-предшественниц. И правда, думается, как же так получилось, что фильм с такой богатой родословной и серьезным бюджетом в сто миллионов был снят спустя рукава?
Первая картина под лаконичным названием “Мумия” появился на экранах почти десять лет назад. В те не особо отдаленные, впрочем, времена синтетический жанр блокбастера только набирал обороты, и фильм про авантюрные похождения горе-археологов в недрах египетских пирамид подкупал не только качественными компьютерными спецэффектами, но и сложным интересным сюжетом, неугасимым задором, небанальным юмором и, конечно, особой спецификой темы. Детище режиссера Стивена Соммерса пришлось по душе зрителю - в наши дни это бы означало неминуемое пришествие второй части, несмотря на закрытую концовку.
И вот по прошествии нескольких лет прах злосчастного императора Имхотепа был потревожен Соммерсом еще раз - фильм “Мумия возвращается” 2001 года выпуска сильно уступал первой части в плане свежести идей и сюжетных решений, но фирменная удаль, колоритные персонажи и не пошлый юмор, выгодно отличавшие “Мумию” от картин-современников, сохранились.
Прошло много лет. Зрители изредка с удовольствием пересматривали замечательную дилогию режиссера Стивена Соммерса, каждый раз погружаясь в особую атмосферу веселых авантюрных приключений на фоне великолепных песчаных барханов. Ничто не предвещало очередного зловещего возвращения мумии. И даже неоднократные высказывания исполнителей главных ролей блокбастера актеров Брендана Фрэйзера и Рэйчел Вайз относительно их желания “хоть сейчас сняться в третьей части” не воспринимались как реальная угроза создания триквела.
Но этой истории не суждено было завершиться достойно.
Если вторая часть была названа “Мумия возвращается”, и этот заголовок ничуть не противоречил содержанию, то новую, третью часть теперь уже серии следовало бы окрестить “Погребение мумии”. Так как хорошее начинание и продолжение Стивена Соммерса было загублено режиссером Робом Коэном, взявшим на себя смелость в очередной раз вдохнуть жизнь в иссохшие останки древних властителей.
Дряхлые египетские жрецы утомились уже предупреждать: тревожить погребения - к большой беде. Но тяга режиссера к смелым, безрассудным поступкам, народному признанию, уважению... а в большей мере, конечно, к славе и деньгам подвигла его на очередную реанимацию сюжета.
И результатом стала довольно-таки посредственная картина, растерявшая за семь лет перерыва творческий энтузиазм и оригинальность изложения. Единственное, что по-прежнему объединяет картину с ее достойными предками - это нескромные спецэффекты (почему-то в последнее время многие авторы решили, что, потратив основную часть бюджета на спецэффекты, они сумеют “замылить” зрителю глаза и никто уже и не вспомнит, что основа любого фильма - это все-таки сценарий).
Сюжетная линия третьей части “Мумии” с первых минут действия погрязла в штампах, как в зыбучих песках, из которых ей уже не суждено выбраться. Непременное морализаторство на вечную тему “Отцы и дети”, навязшие на зубах древние проклятия, разлученные много тысячелетий назад влюбленные покойники, чувства которых под ветхими бальзамирующими бинтами только усилились за этот долгий период - в общем, все то, что составляло не лучшую часть предыдущих картин.
И даже перемена мест, так сказать, не пошла на пользу действию. Да, очередная история разворачивается не на фоне старых добрых египетских пирамид, а на этот раз в Китае (разве вы не слышали про мумифицирование в Древнем Китае?), и яркими декорациями приключениям теперь служат виды строящейся Великой стены.
Казалось бы, появление в кадре неожиданных гостей - актеров Джета Ли и Мишель Йео - должно было подарить картине своеобразный восточный колорит: вдумчивые мудрые диалоги, лучшие образцы мастерства восточных единоборств и прочие прелести жанра. Однако ничего подобного зрителю увидеть не довелось.
Из прежнего актерского состава выбыла английская актриса Рэйчел Вайз, а новая исполнительница не смогла передать игривости и обаяния Эвелин, потому все внимание публики принял на себя главный персонаж - вышедший в отставку кладоискатель Рик О’Конелл.
Очевидно, что актеру Брэндану Фрэйзеру основательно поднадоело играть бойкого весельчака-авантюриста - это просто крупными буквами написано на его лице актера, из последних сил отрабатывающего гонорар. Соответственно, шутки, произнесенные героем, составлявшие особую ценность предыдущих двух частей, звучат натянуто и не достигают цели, и особого блеска в глазах уже не видно. Единственный персонаж, не растерявший характерных качеств - веселый свояк, пьяница и бездельник, которого по-прежнему играет Джон Ханна - он здорово позабавил в предыдущих частях и в новой остался верен образу.
А сатирическое начало “Мумии”, заключавшееся в несложных, но действительно смешных шутках, видимо, затерялось в песках Сахары еще в конце второй части серии, потому фирменного юмора в новой части вы не встретите.
В целом картина “Мумия: Гробница императора драконов” выглядит, как телевизионная версия оригинального фильма, на создание которой, правда, ушло неоправданное количество средств. И как отзываются зрители: “Трейлер к картине оказался лучше, чем сама картина”. |