|
Айгерим Бейсенбаева
Уже совсем скоро вступит в свои права самое главное кинематографическое празднество страны - Международный кинофестиваль “Евразия”.
В этом году фестиваль не только отмечает свой первый юбилей, но и проводится по совершенно новым правилам: фестиваль меняет направление. Отныне в основной программе будут демонстрироваться только картины Центрально-Азиатского региона. В связи с этим изменился и девиз фестиваля. Теперь наш фестиваль - это “Окно в Центральную Азию”. На интересующие нас вопросы мы попросили ответить арт-директора фестиваля Гульнару Абикееву
- В этом году кинофестиваль “Евразия” проводится в Астане. Это разовая акция или планируется со временем перенести это мероприятие мирового значения в столицу?
- Вообще, в этом году было принято решение провести кинофестиваль “Евразия” в Астане в связи с юбилеем столицы. И у фестиваля юбилей - пять лет, и столица празднует десятилетие, потому мы и решили сделать таким образом. Я думаю, что это будет разовая акция.
Вообще, в мировой практике очень много примеров разового переноса фестивалей. В частности, есть такой замечательный фестиваль - Ямагатинский фестиваль документального кино, который традиционно проводится в Токио. Но 25-й по счету кинофестиваль проводился в Киото в связи с юбилеем древней столицы. Это практикуется в качестве эксклюзивного события.
Я считаю, что вся казахстанская кинематографическая инфраструктура находится здесь, в южной столице. И это не только киностудия “Казахфильм”, это и частные киностудии, независимые продюсерские компании и техническая база. Оказывает влияние и количество солнечных дней. Все это предполагает, что кинематографическая база останется здесь, в Алматы.
А кинофестиваль - это не только эти семь дней, не только гости и картины, это прежде всего работа, контакты, сотрудничество дистрибьюторов, продюсеров, кинопроизводителей, поэтому вполне логично проводить фестиваль в южной столице. Я думаю, что “Евразия” останется здесь.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о новшествах в проведении фестиваля. Почему было принято решение оставить в основной программе только азиатские картины?
- Ну, в первую очередь, не столько азиатское кино, сколько центрально-азиатское. Профиль еще более узкий. Только наши пять стран - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан.
- Не уменьшится ли от этого интерес мировой общественности к кинофестивалю “Евразия”?
- Уменьшения интереса общественности не должно быть, скорее, наоборот, увеличение. С тех пор, как мы объявили об изменениях, прошел месяц, и мы получили уже просто огромное количество восхищенных отзывов. Представители Федерации кинофестивалей (FIAPF) высказали свое одобрение касательно принятого нами решения и заявили, что наш фестиваль таким образом может получить свое уникальное звучание, потому что именно на “Евразии” можно будет увидеть картины Центрально-Азиатского региона, которые ни на каком другом фестивале увидеть нельзя.
Федерация кинокритиков (ФИПРЕССИ) тоже горячо поддержала наше решение. То есть я сейчас говорю об официальных организациях, кроме того, есть еще зарубежная - западная, азиатская - пресса, просто коллеги - продюсеры, дистрибьюторы, которые в один голос сказали: “Потрясающе! Мы давно этого ждали, потому что фильмы Европы, Азии или СНГ мы еще можем где-то посмотреть на специальных кинофестивалях, а вот картины вашего региона малодоступны”.
Конечно, наши фильмы демонстрируются и в Каннах, и в Венеции, но в целом, в таком объеме, чтобы можно было проследить изменения в кинопроцессе, наши ленты нигде не увидишь. В этом смысле Казахстан для Центральной Азии служит своего рода паровозом, лидером кинопроизводства. Мы представляем не только свою продукцию, но и кинематограф соседей.
Наряду с нашими картинами мы хотим продемонстрировать все картины Центрально-Азиатского региона, находящиеся в производстве. Мы заявили своим соседям-коллегам: представляйте все, а раньше ведь были ограничения, например, в конкурсе могли участвовать только картины, снятые на кинопленку. А сейчас можно и на кинопленке, и в цифровом формате. Не секрет, что очень много сейчас кино снимается дешевым способом - “на цифре”, картины с небольшим бюджетом.
Поэтому у нас теперь два основных конкурса - полнометражное кино и короткометражное. Первый - демонстрация законченных полнометражных картин, а второй помогает увидеть перспективы развития кинематографа в Центральной Азии.
Не случайно поменялся и девиз. Теперь - “Окно в Центральную Азию”!
И смысл здесь двоякий. С одной стороны, это возможность для иностранных деятелей кино взглянуть на нас, а с другой - возможность для нас самих взглянуть на себя со стороны. Ведь мы обычно смотрим куда-то туда, на запад.
- Получается, направление полностью изменилось. А ведь фестиваль называется “Евразия”, и раньше все было логично - два конкурса: международный и центрально-азиатский. Представлены и Европа, и Азия. А теперь, значит, только Азия...
- Поменялся только конкурс, концепция остается прежней. Полный обзор кино Европы и Азии - просто теперь во внеконкурсной программе.
У нас будет программа “Восток-Запад” - программа с широкими границами: мы показываем новое кино Америки и Южной Кореи.
Внеконкурсная программа обширная - призеры международных фестивалей Евразии: Канн, Берлина, московских кинофестивалей, Шанхая. В принципе, у зрителя будет возможность увидеть это мировое, грандиозное артхаусное кино. Но все это будет вне конкурса.
Мы планируем только полнометражных картин продемонстрировать порядка семидесяти. И около двадцати короткометражных. Из 70 только 20 - Центральная Азия и Казахстан, остальное - международный кинематограф. На самом деле зритель ничего не теряет, картины-призеры фестивалей 2007-2008 годов будут у нас показаны.
Внутри, кстати, внеконкурсной программы тоже существует своя концепция - мы хотим представить Европу, Азию, какие-то конфликтные горячие точки, например, Чечню, Израиль, Палестину. И плюс своеобразный взгляд извне - предполагаем показ двух картин “Абсурдистан” (картину немецкого автора о нашем регионе) и “Тенгри” (франко-немецкий продукт на киргизскую тему).
- В этом году планируется интересный ретроспективный показ...
- В этом году у нас ретроспектива картин казахской “Новой волны”. Казалось бы, авторы молодые, но этому явлению уже 20 лет.
- Многие режиссеры “Новой волны” сейчас работают не в Казахстане. Может быть, данная программа включается в фестиваль для того, чтобы привлечь наших же авторов вернуться в отечественный кинематограф?
- Вы знаете, не то чтобы привлечь. Дело ведь в том, что авторы казахской “Новой волны” в свое время сделали для казахстанского кинематографа больше, чем любое другое явление культуры. В то время о Казахстане еще не говорили, как о нефтяной державе. А благодаря этим фильмам и их призам на различных международных фестивалях о казахском кино заговорили. Есть, оказывается, такая страна, Казахстан, о которой раньше не было слышно, а теперь там делается интеллектуальное, очень профессиональное кино. Тот же Годар был восхищен Дарежаном Омирбаевым. Венеция чествовала Амира Каракулова. Призы получали картины Абая Карпыкова.
Мне кажется, фильмы “Новой волны” показали колоссальный духовный и интеллектуальный багаж страны. И пройдет еще сто лет, а этот феномен все равно останется в истории. Это кино, в котором отразился дух того времени, дух свободы и независимости, самодостаточности, “отличности” от России. Кино, показавшее, что есть такие люди, азиаты, которые совершенно по-другому мыслят, минимально отягощены советским опытом.
Мы включили эти фильмы в программу, чтобы отдать честь явлению, которое заслуживает пристального внимания и уважения. И всегда будет заслуживать.
А то, что почти все авторы уехали в Москву - это хорошо ведь. Такое удивительное явление, как “Новая волна”, закончилось, но люди-то живы. Они выросли. Эта тенденция, на мой взгляд, абсолютно потрясающая. Те же Килибаев, Баранов, Карпыков начали снимать в России, Бекмамбетов начал работать с Голливудом. Это рост. И мы хотим сказать, что эти люди есть, и показать их вклад в развитие нашего кинематографа. Чествовать их на уровне почетных иностранных гостей.
- Кстати, расскажите об иностранных гостях. Чье звездное присутствие ожидается в этом году?
- В этом году ожидается приезд таких звезд, как Джек Николсон, Шон Пенн, испанский режиссер Хавьер Бардем, кто-то из индийских звезд. Ведутся переговоры с известным индийским режиссером Мирой Наир. Может быть, Томми Ли Джонс и кто-нибудь из европейских звезд. Вообще, достаточно широкий круг знаменитостей, с которыми ведутся переговоры.
- А что Вы можете сказать о жюри фестиваля?
- Конкурс будет центрально-азиатский, но оценивать его будет смешанное жюри. Мы хотим, чтобы жюри было такое - по гамбургскому счету. Поэтому сюда приедут очень известные авторитетные деятели. В частности, будут известный американский продюсер Майкл Фитцджеральд и сценарист, по моему мнению, номер один Гильермо Ариага, который писал почти все сценарии для Иньяриту - это и “Вавилон”, и “21 грамм”, и “Сука-любовь”. Кроме того, режиссер номер один Аргентины - Лукреция Мартель. Узбекистан будет представлять Шухрат Аббасов. Казахстанский представитель пока не определен.
Немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин - пока мы еще не знаем, в каком качестве приедет к нам этот видный деятель: как гость или член жюри. Но он подтвердил свое участие. Турок по происхождению, он один из ярких представителей лейбла нового немецкого кино. Самое интересное, что мы зовем его не первый год, но согласие он дал только сейчас. И я думаю, согласился потому, что был членом жюри в этом году в Каннах в программе “Особый взгляд”. И он, возможно, был в числе тех, кто решил, что Гран-при нужно присудить нашей картине “Тюльпан”. Обычно люди ведь приезжают в ту или иную страну, потому что они чем-то заинтересовались. Приглашения Фатих Акин получает со всего мира, а в Казахстан, скорее всего, решил поехать после просмотра данной картины. |