|
Айгерим Бейсенбаева
В отечественном кинематографе столько пафоса, считает режиссер Жасулан Пошанов. Мы так серьезно относимся к себе, что не остается места для улыбки и самоиронии. Молодой казахстанский режиссер Жасулан Пошанов хочет вернуть юмор в кино, ведь казахский народ никогда не лез за словом в карман, и нам, уверен режиссер, нет нужды подражать другим.
Пошанов известен комедийными фильмами “Девушка-ветер”, “Гашык журек-2”, кроме того, он снял новеллу для киноальманаха “Сердце мое - Астана”
- Жасулан, несколько лет назад Вы получили Гран-при фестиваля молодежного кино DIDAR. Эта награда помогла Вам в дальнейшем?
- Победы, как правило, вдохновляют молодежь. И уже этим ценна такая награда.
Фестиваль DIDAR закрыли, зато основали молодежный фестиваль “Бастау”. Такие конкурсы показывают уровень мастерства молодых авторов, открывают новые имена, стимулируют. В фестивалях участвовали режиссеры Эмир Байгазин, Алихан Ержанов и многие другие. Все они сейчас активно снимают фильмы, мы слышим о них.
- Сейчас киностудия “Казахфильм” ведет активную молодежную политику. Начинающим авторам доверяют серьезные проекты. Вы успели попасть в эту волну?
- Мы были еще студентами, когда на нас обратил внимание глава “Казахфильма” Ермек Аманшаев. Мы показывали ему наши сценарии, высказывали идеи фильмов. Пожалуй, многие из молодых авторов сейчас успешно работают в кино именно благодаря тому, что им в свое время просто оказали доверие.
И это правильно, ведь начинающие авторы - это будущий кинематограф. Даже если сейчас некоторые вложения кажутся сомнительными, потом все это окупится с лихвой, так количество обязательно перейдет в качество.
На “Казахфильме” я снимал свою дипломную работу. А также первый фильм “Девушка-ветер” - это был экспериментальный проект. Аманшаев посмотрел сценарий и сказал: “Я видел твои работы, снимай”.
- На Вашем счету работа над киноальманахом “Сердце мое - Астана”. Тяжело ли было попасть в проект с Егором Кончаловским?
- Помнится, все началось с собрания кинематографистов. Мне позвонили с “Казахфильма” и заинтриговали новым интересным проектом. Я приехал на собрание, оставил свои работы. Режиссеров, надо сказать, было много, в том числе и начинающих. Через некоторое время мне позвонили и пригласили в Астану на съемки.
Этот проект для меня стал настоящим вызовом. Все делалось в сжатые сроки - кажется, около трех дней.
Мне отправили сценарий, а он, как мне показалось, не подходит к нашим реалиям, по менталитету что ли. Под Москву была написана эта история. Пришлось переделывать. И из-за строгих временных рамок что-то придумывали на ходу. Но это тоже очень полезный опыт.
- На фестивале DIDAR Вы выступили с комедийным фильмом “Алматы - Шымкент”, а потом были “Девушка-ветер”, сиквел фильма “Коктейль для звезды”. Вы с самого начала избрали комедийное направление?
- Я с детства люблю комедии. На меня особенно повлияли советские фильмы таких мэтров, как Данелия, Рязанов, Гайдай. Кроме того, старые французские и итальянские комедии и, конечно, английские фильмы с их тонким чопорным юмором.
Мое детство прошло в ауле, и там я, будучи школьником, организовал небольшой кружок. Мы там ставили скетчи и интермедии по готовым сценариям и по своим собственным. Нечто подобное было и позже, когда я учился в Шымкенте.
Сейчас я работаю в этом жанре, и меня особенно привлекают жанры авантюрной и лирической комедии.
Жизнь скучна без смеха. Вот смотрю я грузинские комедии и вижу, они умеют посмеяться над собой. Они, потешаясь, порой говорят дельные вещи. А мы в кино сегодня слишком уж серьезно относимся к себе, слишком пафосны, разучились смеяться над собой, и это не всегда характеризует нас с лучшей стороны.
Поэтому я хочу снимать фильмы с хорошим казахским юмором. Говорили же казахи раньше: “Мы языком убиваем”, имеется в виду наш народ, острый на язык, находчивый, за словом в карман не лезет. Почему мы этого не видим в кино? Ведь у нас есть юмор, а мы копируем американские и российские шутки. Досадное упущение.
Я сейчас работаю в этом направлении, ищу стиль, хочется показать народный юмор.
- Сложно заставить актеров смешить, а зрителей смеяться?
- Бывают сложности, но я не люблю, когда скучно работать. Всегда приятно выполнять сложные задачи.
У меня пока нет собственных профессиональных секретов, как сделать так, чтобы актер смешил зрителей. Я в этом направлении мастерства еще не достиг, но хочется верить, что у меня есть чутье на такие вещи и я владею языком комедии.
|
Рабочие моменты |
- Вы снимали сиквел фильма “Коктейль для звезды” после режиссера Аскара Узабаева. Снимать после другого автора легче или тяжелее?
- Легче, пожалуй. Я перехватил эстафету у своего друга режиссера, и тут было важно сохранить атмосферу первого фильма. Должны были быть те же герои.
Легче было еще и в том плане, что я был знаком со съемочной группой и актерами, и мы без труда нашли общий язык. Своим актерам я давал полную свободу импровизации. Говорил, играйте так, как чувствуете это, и они отдавались действу всей душой.
Сейчас многие удивляются, узнав, что эти два фильма снимал не один режиссер.
- Расскажите о своих новых проектах.
- Буквально на днях защитили сценарий авантюрной комедии на “Казахфильме”. Название с казахского переводится как “Водонепроницаемые”, в значении “аферисты”.
Я давно хотел снять фильм про образованного современного парня, который едет в аул. Устанавливать, к примеру, интернет. Так как я сам выходец из аула, мне бы хотелось разыграть сюжет в этих реалиях, но как-то все не попадалось удачной истории. И вот сейчас я написал сценарий, который раскрыл бы мой потенциал и позволил мне через юмор сказать немного правды о нашей жизни. Я расскажу о дорогом моему сердцу ауле.
На этот фильм меня вдохновили рассказы турецкого сатирика Азиза Несина.
У нас давно не снимали простых авантюрных комедий, ведь в этот проект как раз можно добавить экшн, динамику. Мой фильм будет гротескным, карикатурным и вместе с тем добрым. Этот поиск я начал еще во время съемок фильма “Девушка-ветер”.
Сюжет раскрывать не буду, но вся история будет строиться вокруг моего городского героя, обосновавшегося в ауле, для того, чтобы провести людям интернет. Выяснится, что аул не такой простой, каким кажется. Одно скажу, ждет их приключение (смеется).
Надеюсь, у меня получится набрать талантливую команду. А главное, в этот раз нужно как следует подготовиться к съемкам. Всегда приходилось торопиться, месяц-два - это очень мало для подготовительного процесса.
- Прошло то время, когда отечественному кинозрителю было интересно все, что связано с Казахстаном. Казахскими типажами нас уже не удивить, как и видами знакомых улиц. Что сегодня, по-Вашему, интересно казахстанскому зрителю?
- Определенно вкусы зрителей поменялись.
У нас сейчас все стремятся выпустить фильм с ярлыком “первый национальный...”, создать прецедент. Я ничего против этого не имею, но мне кажется, порой у нас это слово “первый” как раз выходит на первый план. Оболочка яркая, привлекательная, а внутрь заглянешь, на содержание - разваливается...
Благо, прошла эта мода - звать из-за рубежа именитых актеров и режиссеров. Хорошо, позвали, заплатили, а что дальше? Одна звезда плохой фильм не вытянет.
Мне кажется, нужно снимать своих актеров, может, даже дебютантов, открывать таланты. Нашему зрителю нужны свои настоящие герои.
Потом - нужно искать собственный стиль. Подражание - это нам не по пути.
Наше кино сейчас только начинает развиваться, и мы, в общем-то, на правильном пути. Мы так и не приняли закона о кино, и это тормозит развитие кинематографа. Но у нас сейчас есть выход - снимать малобюджетные фильмы. В этом я вижу перспективу. Дорогие проекты не окупаются, население-то всего 16 миллионов. Но... Тем более, что за грандиозными бюджетами, потраченными на звезд и спецэффекты, иногда теряется содержание. |