|
Айгерим Бейсенбаева
У голливудских дельцов, наверное, давно уже сложилась формула идеального кино. Такого, что способно “сорвать банк” кассовых сборов за первый уик-энд, разойтись на всех видах носителей, взять “Оскар” по десяти номинациям и заслужить упоминания в хрестоматиях.
Это масштабное полотно с таким количеством отдельно прописанных персонажей в одном кадре, какому позавидовал бы сам Босх. И, разумеется, в фильме должны наличествовать Поиск Смысла Жизни, Борьба с Системой и герой Тома Хэнкса.
Создатели ленты “Облачный атлас” точно следовали рецепту, но что-то пошло не так
Новинка разнополых “братьев” Вачовски и Тома Тыквера “Облачный атлас” с первых минут норовит придавить зрителя глубоким смыслом, суммарным весом голливудских актеров-мастодонтов и тоннами грима. Изящно жонглируя, как представлялось авторам, шестью отдельными сюжетными линиями, они смогут увлечь зрителей в созданный ими мир кармических перерождений и продержать их в плену целых три часа.
Сценаристов картины никак не упрекнешь в поверхностном подходе к сюжетным линиям. Хитросплетения сюжетов настолько лукавы и коварны, что впору рисовать генеалогическое древо перерождений, иначе никак не разобраться. Зрители, знакомые с литературным первоисточником Дэвида Митчелла, морально и физически готовы к этому, остальных искренне жаль.
Сюжетные линии картины разворачиваются в шести различных эпохах, начиная с XIX века и заканчивая неким вымышленным постапокалиптическим каменным веком.
Первая история связана с путешествием белого нотариуса Адама Юинга на остров темнокожих рабов. По возвращении на родину судьба сталкивает его с беглым негром. И это закладывает первый увесистый кирпичик в это тяжеловесное повествование.
Второй значимый фигурант сюжета - начинающий композитор Роберт Фробишер (актер Бен Уишоу), талантливый, но завязший в преступных страстях музыкант. Он нанимается в помощники к маститому композитору Вивиану Эйрсу, чьи лучшие годы уже позади. И между сумасбродными заданиями старика и изменами с его женой пишет свое единственное произведение - тот самый “Облачный атлас”.
В то же самое время, то есть лет пятьдесят спустя, в 70-е годы прошлого века, принципиальная журналистка Луиза Рей втягивается в расследование, связанное с атомными реакторами. Ее журналистские происки сменяются приключениями неугомонного 60-летнего издателя Тимоти Кавендиша, который в наши дни словно попал в произведение “Над кукушкиным гнездом”, только без индейцев и электрошока.
Продержавшихся до этого момента самых стойких зрителей добивают двумя контрольными историям про далекое будущее. Это футуристический Нью-Сеул с его бионическим конфликтом и доисторическое будущее Земли со своими каннибалами и провидцами. Последний основательный блок про первобытную судьбу разрушивших цивилизацию землян, возможно, несколько туманно закольцован с первой историей про рабов. Белые исследователи находят в песке островной дуги зубы, оставшиеся после трапез каннибалов.
Как уже говорилось, дополнительный вес картине прибавили маститые актеры. Среди них Том Хэнкс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри и Хью Грант. Каждый их них воплотил в картине по пять-шесть образов, вне зависимости от пола и возраста. И это, вероятно, по мнению авторов, верный “Оскар” в номинации за лучший грим.
Но, по правде говоря, многократное использование одних и тех же актеров в одной картине, которое, по замыслу авторов, должно подчеркивать идею о перерождении, на самом деле только отвлекает. Пока зритель гадает, кто под очередным чехлом грима - Хью Грант или Том Хэнкс, сюжет стремительно проносится мимо, как и основные идеи, проповедуемые создателями.
Злодей в следующем сюжете не перерождается в щетку для унитаза, и о заслуженном кармическом наказании речь не идет. Мало того, злодей из одной эпохи почему-то не перерождается в мерзавца в следующей истории, что также дискредитирует общую идею вселенского неистребимого зла. Чего добивались авторы, помимо номинации на “Оскар” за грим, остается тайной.
Вообще, в самом начале фильма может сложиться впечатление, что на экране разворачивается нечто значительное и грандиозное. Что вот-вот отдельные части мозаики соберутся в единую картину, или связь между такими разножанровыми историями, историческими, комедийными и фантастическими, станет более очевидной и изобретательной по своей концепции. Чем больше авторы нагнетают давление в созданном ими сложном многоступенчатом механизме сюжетов, тем больше ожиданий яркой нетривиальной развязки, способной оправдать трехчасовое бдение над обрывками разрозненных сюжетов.
Однако грандиозный кинематографический “срыв покровов” не произошел - авторы отделались банальным голливудским хеппи-эндом, вовсе не заботясь об ожиданиях зрителя. Идея о борьбе с системой, за которую наверняка отвечали брат и сестра Вачовски, стала блеклой тенью их же “матричной” концепции. А история гениев и злодейства, выдающая почерк Тыквера, так и не заиграла психологической палитрой преступных страстей. На приятные нюансы у создателей за возведением неповоротливого шестиступенчатого механизма, похоже, просто не осталось сил и времени. |