|
Айгерим Бейсенбаева
Казахстанский поэт Ербол Жумагулов подался в режиссеры. История его кинематографического причастия символична для современного казахстанского кино.
Главная отечественная киностудия - “Казахфильм” - мягко пожурила литератора за то, что он в своей авторской колонке жестоко препарирует все отечественные новинки.
“Так снимайте хорошо”, - заметил автор. “Если такой умный, возьми и сам сними!” - парировала киностудия... И выделила на это пари чести миллион долларов.
И, по словам самого Ербола Жумагулова,
он не знает ни одного любознательного и ищущего человека, который бы на его месте отказался
|
Ербол Жумагулов в статусе режиссера |
Дебютным проектом новоявленного режиссера Ербола Жумагулова стала полнометражная картина “Книга”, сценарий к которой автор писал полтора года.
Съемки фильма начались 25 июня и продлятся до конца августа, готовый же продукт создатели планируют представить в марте следующего года.
Главную роль в драме исполняет казахстанский актер Берик Айтжанов, известный по картинам “Ликвидатор” и “Возвращение в А”. Компанию на съемочной площадке ему составила российская актриса театра и кино, телеведущая программы “Доброе утро” на Первом канале Юлия Зимина. Также участие в съемках приняли российский актер Алексей Шемес и народный артист Кыргызстана Ашир Чокубаев.
|
Берик Айтжанов и Юлия Зимина в перерыве между съемками |
Фильм “Книга”, как заявляют создатели, рассказывает историю героя нашего времени, который внезапно открыл для себя религию.
- В моем фильме нет Корана - есть человек, его поиск, - отметил режиссер Ербол Жумагулов. - Фильм о вере и религии, в том смысле, что много стало религии, а веры мало. Хотя, может быть, я и не прав.
При условном атеизме у людей веры было как-то побольше. Люди даже из безбожной коммунистической идеи умели вычленять правильные вещи. Я еще застал времена, когда слово “коммунист” было нарицательным и означало оно честность, порядочность. Не то, что сейчас, с боку-припеку где-то в парламенте...
Главный герой моего фильма - успешный креативный директор Онгар, который вдруг понимает, что рекламирует не совсем то. Он добровольно оставляет свой карьерный олимп и пытается найти себя.
В картине присутствует своеобразный уход-приход, герой уезжает в аул, но возвращается. Есть своя любовная линия и история противостояния с ваххабитами. Там нет провокации, но они все равно, наверное, обидятся. Другое дело, что для бородачей кино вообще харам, и они мой фильм не увидят.
Вообще, в моем фильме досталось и тем, и другим, и в большей степени главному герою.
Это не фильм-провокация, неустанно повторяет режиссер. Драма задает много вопросов, отвечать на которые придется самому зрителю. И этот фильм однозначно не для широкого круга. А скорее, как сказал сам Жумагулов, для глубокого зрителя:
- Я не думаю о том, чтобы кого-то провоцировать. У меня одна задача - убедить самого себя. Потому что в любом искусстве автор сам является главным мерилом и главным цензором. Мне никто ничего не диктует.
Это не фильм-провокация. Это фильм-размышление. Я боюсь, что той части зрителей, которая в восторге от фильма “Мын бала”, не очень-то и понравится мой фильм.
У нас так низко упал вкус в целом, что нам покажи Звягинцева, и зал опустеет на второй минуте. Хотя его показывали на Каннском фестивале, и это настоящее кино, настоящее искусство. Но зато “Люди в черном-3” они трижды пересмотрят.
|
“Кармелита” готовит новый образ |
Есть две категории режиссеров. Есть такие, которые выходят с экрана в зрительный зал и пытаются понять, чего хочет зритель. А есть те, которые ждут, пока зритель встанет со своего кресла, войдет в экран и попробует понять, что хотел показать режиссер. Потому что это такая работа, в которой несколько слоев. Первый слой, скажем, зацепят трактористы. “Ах, он того ударил, ах, он сукин сын!”. Что ты там на заднем плане в фокусе высветлял? Для чего?
Хочется снимать для идеального зрителя, у которого какой-то культурный пласт есть, чтобы понять.
Режиссер также ответил на вопрос, интересовавший многих. Легко ли человеку без соответствующей профессии обратиться в режиссера.
- Да не сложно, на самом деле, - убежденно заявляет Жумагулов. - Площадку я видел еще десять лет назад. Съемки ведь сложны не технологически - важно удержать в голове огромное количество деталей. И чтобы свыше было некое благоволение, потому что ты можешь все приготовить, а соуса, атмосферы нет.
Или ты можешь выйти и начать снимать, как у нас было со съемками мечети, и тут налетают тучи, и полсмены пролетело. Деньги улетают в трубу. Заказал кран, рельсы, ГСМ, пригнал людей...
И вот в такой суматохе часто бывает, что люди машут рукой на важные детали: “Ладно, потом доснимем, смонтируем”. В этой беготне необходимо доснять все, что ты хотел, и даже чуточку больше.
Я ничего до этого не снимал, и меня это радует. И нигде не учился, поэтому никаких шаблонов. Вообще, Тарковский говорил, что только из хорошего писателя получается хороший режиссер. Другой вот видеокассеты продавал и оказался Квентином Тарантино... Тут вопрос ни образования, ни призвания. Кто такой режиссер? Просто художник. |