ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Уроки пани Зелинска Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Недавно Посольство Польши в Казахстане совместно с киностудией “Казахфильм” представили документальный фильм режиссера Сергея Шафира “Уроки польского”. Картина интересна в первую очередь оригинальным подходом к теме освещения исторических событий, связанных с жизнью поляков в Казахстане

alt

Режиссер проникся темой

Режиссер и автор сценария к фильму “Уроки польского” Сергей Шафир подробно рассказал нашим читателям о своей новой картине.
- Сергей Иосифович, поведайте, пожалуйста, историю Вашего пути в кинематограф.
- Я окончил школу в Караганде в 1960 году и сразу же устроился на телевидение рабочим сцены. В те времена телевидение только начало развиваться и люди в эту сферу приходили в основном из смежных профессий, например из театра. Рабочий сцены - это настоящая театральная специальность, но мы делали декорации для телевидения.
В то время на Карагандинском телевидении работала замечательная семья - режиссер Евгений Александрович Штейнбрехт и его жена-ассистент, люди сосланные в свое время из Москвы. Они меня заприметили и стали привлекать к участию в телеспектаклях. Правда, актера из меня не получилось, но зато я стал помогать им в работе в качестве помощника режиссера. Никаких особых целей у меня тогда не было - простой трудовой эволюционный путь: сначала помощник, потом ассистент режиссера и так далее. В этом марафоне я достаточно быстро шел вперед.
В 64-м меня пригласили на Балхашскую студию телевидения в качестве режиссера, где я проработал несколько лет. А после этого уехал в Барнаул работать в качестве режиссера молодежной редакции. В то время я женился, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. А когда я вернулся на родное телевидение, то понял, что мне здесь уже тесно. Не хватало обратной связи со зрителем, не хватало общения с людьми, ради которых мы и делаем передачи. Поэтому я переехал в Алма-Ату и устроился на киностудию “Казахфильм”.
Я поработал в качестве ассистента режиссера на трех художественных картинах: “Зима - не полевой сезон”, “Прыжок в неизвестное” замечательного режиссера и человека Юрия Пискунова, “Уральск в огне” Мажита Бегалина. Собственно, после этого, опять-таки эволюционным путем, зарекомендовав себя, я стал работать вторым режиссером. В этом качестве я участвовал в создании фильма “Транссибирский экспресс”. Этой работой я горжусь. Фильм живет и по сей день.
Потом были картины “Кровь и пот”, “Снайперы” Болата Шамшиева. В промежутке между картинами Олжас Омарович Сулейменов, в то время министр кинематографии, предложил мне стать заместителем директора киностудии по производству.
- А в какой момент Вы поняли, что хотите заниматься документалистикой?
- После работы над такими масштабными картинами, как “Кровь и пот” и “Снайперы”, я понял, что устал от игрового кино. Поэтому и ушел в кинохронику.
Я вообще всегда тяготел именно к документалистике, в частности, из-за того, наверное, что долгое время работал на телевидении, в новостях. Поэтому был ближе к реальной жизни, чем к игровой, художественной. Не видел себя постановщиком и не мечтал им быть, несмотря на диплом режиссера.
Несколько лет я проработал в кинохронике, после чего оставил киностудию “Казахфильм” и основал собственную независимую студию по производству документального кино. Время было такое.
В начале 90-х передо мной, как и перед многими другими, встал вопрос: как жить дальше? Было создано новое государство, и актуальной стала тема собственной национальной идентификации. Люди стали задумываться над тем, кто они есть в плане национальности. Для меня этот вопрос тоже был сложным - все-таки всю жизнь я был просто советским человеком. Сам с шести лет жил в Казахстане, папа - еврей, мама - украинка, жена - кореянка. Никуда примкнуть не могу, потому что у меня такая общая, советская культура. В это время открылись все границы и мои еврейские корни потянули меня в Израиль. Таким образом, я сполна испытал на себе жизнь репатрианта - душой, телом, сердцем, головой...
Часто возвращался в Казахстан, потому что вся моя работа оставалась здесь. Меня приглашали участвовать в разных интересных проектах, связанных с движением “Невада - Семипалатинск”, и я с радостью ехал в Казахстан, потому что спокойная, размеренная жизнь в Израиле меня не привлекала. Голова покоя не дает.
- Почему Вы решили снять фильм о поляках в Казахстане? Вам тема показалась близкой?
- Снять фильм на эту тему мне предложила Анара Кашаганова, которая тогда была еще директором хроники. Тогда проект назывался “Поляки в Казахстане”. Мне материал показался очень интересным, и я взялся.
Я стал и автором сценария, то есть мне пришлось и искать информацию, и снимать.
Поляки в Казахстане - тема очень обширная, достаточно сложная. Она связана и с депортацией, и с отношением поляков вообще к Казахстану, и с отношениями между Польшей и Казахстаном - очень много политики в этом, а тут еще ведь и человеческие судьбы. Мне, как репатрианту, было легче во всем этом разобраться.
Кроме этого было много исторических персонажей, которые, на мой взгляд, должны были быть упомянуты в фильме, например Адольф Янушкевич, именем которого названа одна из улиц Алматы.
В XIII веке монах польского происхождения Бенедикт Полонус в составе папской делегации проехал через всю территорию Казахстана и сделал описание этой земли - это историческая личность, о которой почти никто не знает. Я был просто обязан найти о нем как можно больше информации.
В XVIII веке было восстание поляков против царского самодержавия. Восстание было разгромлено, а участников сослали в Сибирь и в Казахстан. Вообще, фильм задумывался только как освещение депортации поляков, но мне тема показалась намного более широкой.
Мне несказанно повезло - я встретил очень много интересных людей во время моей работы над этой темой. Одной из них была пани Зелинска - учительница одной из алматинских школ.
Совершенно случайно я узнал, что у нас, в Алматы, есть класс, в котором ученики разных национальностей учат польский язык. Это стало для меня настоящей находкой. Я познакомился с пани Мартой и ее замечательными учениками. Именно в тот момент и родилось новое название фильма - “Уроки польского”, то есть идея мне показалась очень интересной - все эти интересные вехи истории, связанные с поляками, мы пройдем вместе с учениками. В этой картине мы доходим до событий 39-го года.
alt
Сам факт, что дети с интересом учат польский язык, конечно, радует и удивляет. Но при встрече с учительницей Мартой Зелинска все сразу становится ясно - это человек, который действительно способен заинтересовать, привить любовь к языку, который отдается своему делу полностью. Кроме того, она еще просто замечательный человек и, как выяснилось в процессе создания фильма, настоящая актриса.
Политику и экономику мы пока не трогали, так как они не укладывались в тему уроков пани Зелинска.
- Наверное, были проблемы с поиском материалов? Все-таки столько времени прошло...
- В первую очередь мне очень повезло с людьми. Я встречался с нашими казахстанскими поляками, которые живут на севере Казахстана, в Тайыншинском районе СКО, - основную информацию для фильма я получил именно благодаря пожилым людям из этой местности. Очень помог местный акимат.
Другой исторический материал - кадры, записи - я также нашел у разных людей и в Интернете. Кроме того, в моей картине использованы отрывки из фильма Ардака Амиркулова “Гибель Отрара” и из фильма Анджея Вайды “Пан Тадеуш” - сцены расстрела восстания.
Все эти найденные материалы - такая удача!
XIII век, монах Бенедикт - ну как можно наглядно показать эту тему? Где взять фотографии? Янушкевич - всего одна плохонькая фотография! Папа римский Иннокентий IV - каким-то чудом мы нашли его изображение! Очень много сделал для фильма замечательный видеомонтажер Дима Бирюков.
- Кто уже видел фильм “Уроки польского”? Расскажите о том, как картина была воспринята...
- В первую очередь я продемонстрировал ленту в Польском посольстве. Там картина очень понравилась. И, как мне сказали, она привлекает внимание именно оригинальным подходом, настроением, лаконичностью изложения. Лента настолько понравилась, что мне предложили снять продолжение. И я уже начал работать над второй картиной и продумал сюжет.
- Увидят ли картину зрители? А главное, есть ли возможность показать картину в Польше?
- Картина обязательно будет показана в эфире одного из казахстанских каналов. Также и в Польше наша картина будет показана обязательно.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Я просто искал дату появления статьи в газете
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение