|
Айгерим Бейсенбаева
Недавно Посольство Польши в Казахстане совместно с киностудией “Казахфильм” представили документальный фильм режиссера Сергея Шафира “Уроки польского”. Картина интересна в первую очередь оригинальным подходом к теме освещения исторических событий, связанных с жизнью поляков в Казахстане
|
Режиссер проникся темой |
Режиссер и автор сценария к фильму “Уроки польского” Сергей Шафир подробно рассказал нашим читателям о своей новой картине.
- Сергей Иосифович, поведайте, пожалуйста, историю Вашего пути в кинематограф.
- Я окончил школу в Караганде в 1960 году и сразу же устроился на телевидение рабочим сцены. В те времена телевидение только начало развиваться и люди в эту сферу приходили в основном из смежных профессий, например из театра. Рабочий сцены - это настоящая театральная специальность, но мы делали декорации для телевидения.
В то время на Карагандинском телевидении работала замечательная семья - режиссер Евгений Александрович Штейнбрехт и его жена-ассистент, люди сосланные в свое время из Москвы. Они меня заприметили и стали привлекать к участию в телеспектаклях. Правда, актера из меня не получилось, но зато я стал помогать им в работе в качестве помощника режиссера. Никаких особых целей у меня тогда не было - простой трудовой эволюционный путь: сначала помощник, потом ассистент режиссера и так далее. В этом марафоне я достаточно быстро шел вперед.
В 64-м меня пригласили на Балхашскую студию телевидения в качестве режиссера, где я проработал несколько лет. А после этого уехал в Барнаул работать в качестве режиссера молодежной редакции. В то время я женился, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. А когда я вернулся на родное телевидение, то понял, что мне здесь уже тесно. Не хватало обратной связи со зрителем, не хватало общения с людьми, ради которых мы и делаем передачи. Поэтому я переехал в Алма-Ату и устроился на киностудию “Казахфильм”.
Я поработал в качестве ассистента режиссера на трех художественных картинах: “Зима - не полевой сезон”, “Прыжок в неизвестное” замечательного режиссера и человека Юрия Пискунова, “Уральск в огне” Мажита Бегалина. Собственно, после этого, опять-таки эволюционным путем, зарекомендовав себя, я стал работать вторым режиссером. В этом качестве я участвовал в создании фильма “Транссибирский экспресс”. Этой работой я горжусь. Фильм живет и по сей день.
Потом были картины “Кровь и пот”, “Снайперы” Болата Шамшиева. В промежутке между картинами Олжас Омарович Сулейменов, в то время министр кинематографии, предложил мне стать заместителем директора киностудии по производству.
- А в какой момент Вы поняли, что хотите заниматься документалистикой?
- После работы над такими масштабными картинами, как “Кровь и пот” и “Снайперы”, я понял, что устал от игрового кино. Поэтому и ушел в кинохронику.
Я вообще всегда тяготел именно к документалистике, в частности, из-за того, наверное, что долгое время работал на телевидении, в новостях. Поэтому был ближе к реальной жизни, чем к игровой, художественной. Не видел себя постановщиком и не мечтал им быть, несмотря на диплом режиссера.
Несколько лет я проработал в кинохронике, после чего оставил киностудию “Казахфильм” и основал собственную независимую студию по производству документального кино. Время было такое.
В начале 90-х передо мной, как и перед многими другими, встал вопрос: как жить дальше? Было создано новое государство, и актуальной стала тема собственной национальной идентификации. Люди стали задумываться над тем, кто они есть в плане национальности. Для меня этот вопрос тоже был сложным - все-таки всю жизнь я был просто советским человеком. Сам с шести лет жил в Казахстане, папа - еврей, мама - украинка, жена - кореянка. Никуда примкнуть не могу, потому что у меня такая общая, советская культура. В это время открылись все границы и мои еврейские корни потянули меня в Израиль. Таким образом, я сполна испытал на себе жизнь репатрианта - душой, телом, сердцем, головой...
Часто возвращался в Казахстан, потому что вся моя работа оставалась здесь. Меня приглашали участвовать в разных интересных проектах, связанных с движением “Невада - Семипалатинск”, и я с радостью ехал в Казахстан, потому что спокойная, размеренная жизнь в Израиле меня не привлекала. Голова покоя не дает.
- Почему Вы решили снять фильм о поляках в Казахстане? Вам тема показалась близкой?
- Снять фильм на эту тему мне предложила Анара Кашаганова, которая тогда была еще директором хроники. Тогда проект назывался “Поляки в Казахстане”. Мне материал показался очень интересным, и я взялся.
Я стал и автором сценария, то есть мне пришлось и искать информацию, и снимать.
Поляки в Казахстане - тема очень обширная, достаточно сложная. Она связана и с депортацией, и с отношением поляков вообще к Казахстану, и с отношениями между Польшей и Казахстаном - очень много политики в этом, а тут еще ведь и человеческие судьбы. Мне, как репатрианту, было легче во всем этом разобраться.
Кроме этого было много исторических персонажей, которые, на мой взгляд, должны были быть упомянуты в фильме, например Адольф Янушкевич, именем которого названа одна из улиц Алматы.
В XIII веке монах польского происхождения Бенедикт Полонус в составе папской делегации проехал через всю территорию Казахстана и сделал описание этой земли - это историческая личность, о которой почти никто не знает. Я был просто обязан найти о нем как можно больше информации.
В XVIII веке было восстание поляков против царского самодержавия. Восстание было разгромлено, а участников сослали в Сибирь и в Казахстан. Вообще, фильм задумывался только как освещение депортации поляков, но мне тема показалась намного более широкой.
Мне несказанно повезло - я встретил очень много интересных людей во время моей работы над этой темой. Одной из них была пани Зелинска - учительница одной из алматинских школ.
Совершенно случайно я узнал, что у нас, в Алматы, есть класс, в котором ученики разных национальностей учат польский язык. Это стало для меня настоящей находкой. Я познакомился с пани Мартой и ее замечательными учениками. Именно в тот момент и родилось новое название фильма - “Уроки польского”, то есть идея мне показалась очень интересной - все эти интересные вехи истории, связанные с поляками, мы пройдем вместе с учениками. В этой картине мы доходим до событий 39-го года.
Сам факт, что дети с интересом учат польский язык, конечно, радует и удивляет. Но при встрече с учительницей Мартой Зелинска все сразу становится ясно - это человек, который действительно способен заинтересовать, привить любовь к языку, который отдается своему делу полностью. Кроме того, она еще просто замечательный человек и, как выяснилось в процессе создания фильма, настоящая актриса.
Политику и экономику мы пока не трогали, так как они не укладывались в тему уроков пани Зелинска.
- Наверное, были проблемы с поиском материалов? Все-таки столько времени прошло...
- В первую очередь мне очень повезло с людьми. Я встречался с нашими казахстанскими поляками, которые живут на севере Казахстана, в Тайыншинском районе СКО, - основную информацию для фильма я получил именно благодаря пожилым людям из этой местности. Очень помог местный акимат.
Другой исторический материал - кадры, записи - я также нашел у разных людей и в Интернете. Кроме того, в моей картине использованы отрывки из фильма Ардака Амиркулова “Гибель Отрара” и из фильма Анджея Вайды “Пан Тадеуш” - сцены расстрела восстания.
Все эти найденные материалы - такая удача!
XIII век, монах Бенедикт - ну как можно наглядно показать эту тему? Где взять фотографии? Янушкевич - всего одна плохонькая фотография! Папа римский Иннокентий IV - каким-то чудом мы нашли его изображение! Очень много сделал для фильма замечательный видеомонтажер Дима Бирюков.
- Кто уже видел фильм “Уроки польского”? Расскажите о том, как картина была воспринята...
- В первую очередь я продемонстрировал ленту в Польском посольстве. Там картина очень понравилась. И, как мне сказали, она привлекает внимание именно оригинальным подходом, настроением, лаконичностью изложения. Лента настолько понравилась, что мне предложили снять продолжение. И я уже начал работать над второй картиной и продумал сюжет.
- Увидят ли картину зрители? А главное, есть ли возможность показать картину в Польше?
- Картина обязательно будет показана в эфире одного из казахстанских каналов. Также и в Польше наша картина будет показана обязательно.
|