|
Ольга Зорина
Кинолента “Тюльпан”, снятая московским режиссером в одном из самых отдаленных районов юга Казахстана, была представлена в числе 10 игровых фильмов на последнем Каннском фестивале
На французском Лазурном берегу с 14 мая начал работу очередной, 61-й по счету Каннский фестиваль. В нем примут участие 20 картин со всего света. Среди них в программе “Особый взгляд” на суд жюри будет представлен игровой фильм под названием “Тюльпан”, сделанный в Казахстане и о Казахстане.
По жанру это комедийная мелодрама. Автор картины - режиссер Сергей Дворцевой, выходец из Казахстана, ныне живет и работает в России. Новая кинолента режиссера - доказательство того, что Дворцевой не забывает о своих корнях.
На счету Дворцевого несколько документальных, короткометражных фильмов и мелодрам. Самыми известными в фильмографии критики называют картины “Счастье”, “Хлебный день”, “Highway”, “В темноте”. За многие из вышеназванных лент Дворцевой не однажды получал награды, его фильмы номинировались на различных международных кинофестивалях. Жанр игрового кино, в котором снят “Тюльпан”, для данного режиссера несвойственен.
“Тюльпан” - дебютная картина как в самом творчестве Дворцевого, так и в его презентации на Каннском фестивале. И уже только одно обстоятельство, что фильм попал в избранное десятизначное число конкурсных кинолент, предполагает, что судьба “Тюльпана” станет для зрителя яркой и запоминающейся.
Режиссер, сценарист и продюсер Сергей Дворцевой родом из Шымкента. Здесь он вырос, здесь ему знакомы и понятны многие традиции, а также и проблемы простого степного народа. Потому немного удивило его желание снимать свой новый фильм на родине - здесь, на юге Казахстана.
Съемки ленты проходили в отдаленном и малонаселенном районе Сузак. Это место интересно в первую очередь уникальными памятниками древности - глиняными мазарами, имеющими необычную архитектурную форму куполов, живописными панорамными видами степных просторов, по которым по сей день перемещаются верблюды, а в ночное время на отары овец нападают стаи волков. Оно славится как своей древней историей, так и современными проблемами, связанными с полным отсутствием привычной цивилизации.
Провести съемки именно в этом конкретном районе режиссеру посоветовал знаток степных диковинок и архитектурных изысков средневековья известный архитектор Шымкента Бахытжан Аширбаев. Это был первый человек, к которому Сергей Дворцевой обратился за консультацией.
Кастинг актеров на главные роли помог провести другой шымкентец - журналист, музыкант и режиссер по образованию Даур Досыбиев, ныне работающий в южной столице и знакомый с талантливым бомондом отечественного кинематографа.
В киноленте таким образом были задействованы только казахстанские актеры - выпускники и студенты Академии искусств имени Жургенова. Это Асхат Кучинчереков, Самал Еслямова, Ондасын Бесикбасов, Тулепберген Байсакалов, Береке Турганбаев.
По словам создателей, фильм “Тюльпан” нельзя называть российским, как его сегодня всюду представляют в прессе. Лента не может называться исключительно российской только потому, что режиссер живет в настоящее время в Москве. Кино получилось не просто казахстанским. Оно натурально казахское, и даже почти полностью снято на казахском языке, естественно, с закадровым русским переводом и английскими субтитрами для зарубежной публики Каннского фестиваля.
Тема фильма затрагивает глубинные проблемы современного аула и жизнь чабанов, живущих в Южном Казахстане. Сюжет ленты незамысловат. Главный герой по имени Асхат, отслужив в Военно-морском флоте, возвращается в родные казахские степи, где его сестра с мужем-пастухом живут обычной в этих местах кочевой жизнью. Асхат тоже хочет стать самостоятельным, но для этого ему необходимо обзавестись семьей. Единственной незамужней девушкой в пустынной степи является Тюльпан. Но она привередлива и не любит Асхата, потому что считает, что у него слишком большие уши. Однако Аса не теряет надежды, продолжая мечтать о любимой и добиваться ее расположения.
Картина несет основной посыл в том, чтобы держаться своего жизненного предназначения, познавать свои корни и бороться за свое счастье.
Сюжет фильма, столь банальный для сельских жителей, к сожалению, мало знаком в городской, даже казахстанской среде. На ту же тему, о которой размышляют Дворцевой и его собрат по написанию сценария “Тюльпана” Геннадий Островский, пишет в своих книгах и казахстанский писатель Дулат Исабеков. Это наименьшая информации о людях, которые, по сути, кормят наши города.
Сергей Дворцевой сегодня по ту сторону Востока. Он следит за реакцией на казахстанский сюжет. Как оценит жюри его киноленту, пока неизвестно, так же, как еще не ясно, как скоро казахстанский зритель увидит сузакский “Тюльпан”.
- Канны - это ведь не только фестиваль, это еще и неофициальный съезд прокатчиков, которые присматриваются к фильмам, - говорит Сергей Дворцевой. - Судя по тому, что уже сейчас поступают предложения от дистрибьюторов, можно говорить о том, что у фильма будет хорошая прокатная судьба.
Увидит ли фильм широкая казахстанская аудитория, еще неизвестно. Хотя показы на родине фильма, безусловно, будут, но “клюнет” ли наш зритель на глубокий арт-хаус - вопрос.
Однако “Тюльпан” уже в более выигрышном положении по сравнению с другими казахстанскими авторскими картинами, что получают премии на международных фестивалях и при этом неизвестны у нас. Прокатом фильма будет заниматься та же команда, что представила нам “Монгола”. Так что привлечь внимание нашего зрителя шансы есть - если не получится сыграть на пометке “Наше кино”, примечание “Номинант Каннского фестиваля” сделает свое дело точно.
Справка “НП” |
Сергей Дворцевой - автор нескольких документальных картин, которые завоевали многочисленные главные призы на фестивалях в Италии, Франции, Германии и России.
Сергей Дворцевой родился в 1962 году в Чимкенте (Казахстан). Закончил колледж авиации в Украине и радиотехнический институт в Новосибирске. Как менеджер Аэрофлота, путешествовал по всей стране, пока не увидел объявление о наборе студентов на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве.
В 1992 году Сергей окончил отделение режиссуры неигрового кино ВКСР (мастерская Л. Гуревича, С.Зеликина). |
|