ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Образование без границ Последняя страница

Интервью газете “Новое поколение” дал министр образования и науки РК Б.Т. Жумагулов


Фото из архива “НП”
- Бакытжан Турсынович, шаг за шагом воплощаются в реальность интеграционные инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Действительностью стал Таможенный союз, а с нового года и Единое экономическое пространство. Как сфера образования реагирует на эти процессы?
 - Интеграция государств - жизненная необходимость, обусловленная объективным ходом истории. Общепризнана особая роль Президента Казахстана, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в интеграционных процессах на евразийском пространстве. Феноменальный талант предвидеть ход истории, выбирать наиболее оптимальные пути развития и уникальная способность объединять не только собственный народ, но и руководителей, и население других государств во имя достижения общих целей объясняет неизменную успешность политического курса нашего президента.
Через шесть лет после памятного выступления Нурсултана Абишевича Назарбаева в МГУ с идеей Евразийского союза 1 июля 2010 года начал функционировать Таможенный союз, в который вошли Казахстан, Россия и Беларусь.
С наступающего года процесс интеграции переходит на новый уровень уже в рамках Единого экономического пространства, что закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Тем самым интеграция уверенно набирает обороты.
Не остаются в стороне от этих глобальных процессов и системы образования. Идет интенсивный обмен экспертами, вырабатываются совместные решения.
Однако процесс формирования общего образовательного пространства объективно не может произойти одномоментно. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, сфера образования в силу своей большой инерционности и длительного периода последействия является достаточно консервативной.
Во-вторых, не надо забывать, что сфера образования - это долговременный, стратегический гарант обеспечения социально-экономических преобразований и реформ. Именно данная сфера оказывает непосредственное влияние на формирование общественного менталитета, мировосприятия и мировоззрения, которые предопределяют устойчивые мотивы жизнедеятельности, поступков и поведения людей, особенно молодежи. А любые изменения, касающиеся ценностных традиций, устоявшихся систем и форм социальности, требуют особой осторожности.
С другой стороны, сфера образования находится не только в социально-экономической и социокультурной среде, но и в динамичном идеологическом и политическом пространстве. А это значит, что политические процессы влияют на систему образования, предопределяя, прежде всего, ее общие целевые установки и критерии.
- Можно ли утверждать, что интеграция систем образования государств Таможенного союза стала реальностью? Опирается ли казахстанская образовательная политика на тенденции развития образования в мире?
- Считаю, что пока еще рано говорить об интеграции образовательных систем как свершившемся факте, более правильно - о сближении, выработке единых подходов, программ и т.д.
Кроме того, данный процесс связан с глобальными тенденциями развития образования в современном обществе. При определении перспективных направлений развития образования мы во многом опираемся, во-первых, на оценки международных организаций, которые на протяжении последних десятилетий ведут анализ образовательного процесса в большинстве стран, планеты и на научные разработки специалистов. Во-вторых, учитываем степень новизны, масштабности влияния на общество тех или иных аспектов образования. В-третьих, отталкиваемся от социально значимых факторов, которые в настоящее время оказывают на образование наибольшее воздействие и формируют новые тенденции образовательного процесса.
Одним из важнейших трендов, оказывающих влияние на образовательную систему, является, прежде всего, научно-технологическая революция, которая в Казахстане реализуется через Государственную программу индустриально-инновационного развития. Она резко усилила общественную востребованность знаний, создает новые производства и индустриальные технологии, развивает качественно новые потребности людей.
Другой тенденцией представляется усиление государственного влияния на систему образования. Это наблюдается в большинстве стран, независимо от политического устройства: в Северной Америке и на Ближнем Востоке, в Западной Европе, Японии, Китае, Южной Америке и т.д. Объясняется это, по нашему мнению, следующими моментами.
Во-первых, все более ощутимо превращение образования в один из самых важных и значительных потенциалов государств, в мощное средство влияния на мировой арене. В ряде стран, в том числе развитых, образование рассматривается как высший приоритет в системе государственных интересов и задач.
Во-вторых, это значительное удорожание современного образования, в особенности высшего, связанного с подготовкой высококвалифицированных специалистов, с осуществлением научных разработок. Поддержание современного уровня системы образования требует постоянных капитальных вложений, причем в таких объемах, какие под силу только государственным бюджетам или крупным источникам финансирования при большом участии государства. Естественно, что экономически развитые, богатые государства опережают в этом отношении другие страны.
Конкретное выражение роста роли государства в образовательной сфере находит свое отражение в политических установках государства и законодательной обусловленности образования, во введении в повсеместную практику государственных образовательных стандартов, в расширении государственного финансирования образовательных учреждений, в социально-профессиональных рекомендациях государственных органов разного уровня, а порой - в укреплении государственного контроля над деятельностью образовательных структур.
С учетом сказанного, в настоящее время нам наиболее близки образовательные системы государств ЕврАзЭС, которые имеют общие корни, близкий менталитет и отсутствуют языковые преграды. Хотя, справедливости ради надо сказать, что за 20 лет в результате разноскоростного и разновекторного развития системы образования в наших странах стали значительно различаться.
- По Вашему мнению, как должен идти процесс формирования общего образовательного пространства государств Таможенного союза? Сверху через формирование единых нормативных документов или снизу, через межуниверситетское сотрудничество, где определяющую роль должны играть вузы?
- На сегодняшний день решение такой актуальной задачи, как формирование общего образовательного пространства, остается достаточно сложным. Хотя этот процесс неизбежен, а сотрудничество взаимовыгодно для всех его участников. При этом движение должно идти как сверху, так и снизу.
На данный момент на межгосударственном уровне разработана необходимая нормативно-правовая база, которая не ограничивается только участниками Таможенного союза, а включает все государства СНГ.
Так, 15 мая 1992 года в рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в области образования, разработки путей и механизмов практического осуществления совместных программ и проектов на многосторонней основе.
Через пять лет подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Для государств содружества в качестве международного нормативного документа по вопросам интеграции образования были рекомендованы модельный Закон “Об образовании”, “Модельный образовательный кодекс для стран СНГ”, в разработке которых активное участие принял и Казахстан.
31 мая 2001 года на заседании Совета министров иностранных дел Содружества были одобрены проекты соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учебных заведений; о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников СНГ.
Конференция министров образования государств-участников СНГ приняла решение о выработке общих подходов к развитию системы дистанционного образования в СНГ, к сотрудничеству с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Министрами образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, России подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях стран Содружества и утверждена Концепция информационного обмена в сфере образования.
Таким образом, процесс интеграции сверху идет полным ходом.
В деле же ее реализации определяющее значение играют высшие учебные заведения сторон, что является следствием возрастающей роли вузов в современном обществе. Ни один университет не может развиваться и прогрессировать в одиночку. Объективно они испытывают потребность во взаимодействии с государством, бизнесом, другими вузами.
Сегодня именно межвузовское сотрудничество может и должно стать ключевым фактором в формировании общего образовательного пространства.
Болонский процесс - яркий пример такой интеграции. Подписанию Болонской декларации министрами образования предшествует подписание Великой Хартии университетов ректорами вузов. Тем самым проходит процесс “притирки” на уровне межвузовского сотрудничества, через программы совместных и двойных дипломов, совместных и совместимых программ, учебных планов и т.д.
Подписанию Казахстаном Болонской декларации в 2010 году предшествовало вовлечение в болонский процесс, начиная с 2003 года, 30 ведущих вузов страны, число которых на сегодня удвоилось.
Очень эффективной и широко развитой формой сотрудничества являются программы академических и научных обменов и стажировок.
В целом межвузовское сотрудничество является выгодным для всех сторон, участвующих в данном процессе.
Во-первых, расширяется техническая база для проведения исследований, происходит обмен новыми идеями и технологиями. Хорошо известно, что многие эксперименты требуют уникального оборудования и объединения усилий ученых разных сфер и даже разных государств. Это можно видеть на примере Большого адронного коллайдера, где трудятся представители более 100 стран.
Во-вторых, совершенствуются учебные программы в процессе обмена преподавателями и студентами. Кстати, в Казахстане программа академической мобильности впервые финансируется государством, на нее в текущем году было выделено 200 миллионов тенге. Только в вузах России в рамках этой программы проходят обучение в течение одного или двух семестров около ста казахстанских студентов.
Данный процесс помимо обмена знаниями сближает наши народы, способствует экономической и политической интеграции государств Таможенного союза.
Сегодня в вузах России обучаются и проходят различные формы научных стажировок около 15 тысяч казахстанских студентов и молодых ученых. Начал активизироваться данный процесс и с вузами Беларуси.
Думаю, в целом межвузовское сотрудничество в рамках государств Единого экономического пространства будет из года в год только нарастать.
Пользуясь случаем, хочу поздравить своих соотечественников с 20-летием независимости страны, пожелать всем казахстанцам процветания, благосостояния и плодотворной работы!

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение