|
Наталия Цой
Каждый свой отпуск проводит по-разному: кто-то едет на острова, кто-то посещает культурные столицы мира, а кому-то милее полежать на пляже. Корреспондент газеты “НП” решила провести это время не совсем традиционно, сменив мирскую одежду на монашеское одеяние.
А стало это возможным благодаря поездке в Страну утренней свежести - Южную Корею, куда съехались корейцы из самых разных стран - Швеции, Америки, Китая и Казахстана. Никто из нас не предполагал, что это будет столь увлекательно, интересно и необычно
Лотос для Будды
По приезде на место после короткого рассказа о храме Джинванса (Jingwansa) монахиня Ли Сон Во предложила нам переодеться... в серое монашеское одеяние. Так мы узнали, что стали участниками программы “Темпл-стэй” (temple в переводе с англ.-
“храм”), по которой любой желающий может там на какое-то время остановиться или погостить, пообщаться с монахами, подумать в горной тиши о чем-то своем, что-то осмыслить.
В нашем распоряжении было полдня, которые я никогда не забуду. Нас не только переодели, но и переобули в специальную обувь - голубые калоши. Для начала предупредили, что на территории храма нельзя пить, курить, бегать, шуметь и кричать. Потом познакомили с одной из церемоний богослужения - “108 поклонов”. Буддисты подсчитали, что человек испытывает 108 искушений, избавиться от которых можно, отвесив 108 поклонов.
Конечно же, нас никто не заставлял выполнить ритуал полностью, но три обязательных поклона при жертвоприношении Будде каждый из участников выполнил. Оказывается, это не так просто, так как обычным коленопреклонением не обошлось. По специально определенному порядку надо было коснуться пола не только коленями, но и ладонями и лбом.
Следующая церемония - “Бальугоньян” (принятие пищи), казалось бы, не таила ничего сложного. Но это только казалось. В полном молчании каждый принес себе так называемый обеденный набор - четыре чашки разных размеров, деревянная ложка, палочки, льняная салфетка и клеенчатая скатерть, она же стол.
В буддизме “гоньян” означает “есть”, а “бальу” - чашка с рисом и овощами. Основными правилами “Бальугоньян” считаются равенство, чистота, бережливость и сообщество. Равенство означает, что все едят одинаковую пищу, а чистота - что еда готовится в чистой обстановке. Под бережливостью подразумевается, что еда не выкидывается, а сообщество означает общность и гармонию во время еды.
“Бальугоньян” проводится 3 раза в день. Во время еды все сидят в позе лотоса.
Перед “Бальугоньян” читается молитва, которая представляет дух гармоничной буддийской жизни и беспокойство о других. Помня об усилиях, которые были сделаны для приготовления еды, каждый должен поразмыслить, откуда возникла эта пища. Кроме того, каждый должен подумать, достойны ли его дела данного подношения. Пищу нужно принимать не для удовольствия, а для усовершенствования личного просвещения.
Итак, сам процесс поедания пищи был не совсем обычным, но самым шокирующим для всех стал последний этап буддийской трапезы - мытье посуды. В самом начале к стенке чашки с рисом прилепили половинку дольки редьки и сказали, что ее есть не надо. Дело в том, что это была “тряпочка” для мытья посуды.
Так вот, этой “тряпочкой” и водой, переливаемой из одной чашки в другую, надо было вымыть все чашки и столовые приборы. Вот где пригодилось умение есть палочками и захватывать самые мелкие предметы! Но это еще не все. По окончании чистящих процедур воду надо было выпить, а редьку (!!!) съесть. Скажу сразу, не все смогли справиться с этой задачей.
Сразу после обеда мы приступили к изготовлению лотосного фонарика, естественно, под чутким руководством нашей монахини. Старались все, и каждый бумажный цветок получился по-своему хорош. По окончании работы на листке мы написали свои пожелания и принесли результат своего труда в жертву Будде в надежде, что все наше сокровенное обязательно сбудется.
Зона мира
Еще одним незабываемым впечатлением стало посещение демилитаризованной зоны (ДМЗ), разделяющей Корейский полуостров приблизительно по 38-й параллели на две половины - северную (Корейскую Народно-Демократическую Республику) и южную (Республику Корея). ДМЗ шириной в 4 километра растянулась через полуостров на 241 километр. Ее ось - “военная демаркационная линия”, официально зафиксированная Соглашением о перемирии 27 июля 1953 года в селении Пханмунджом, где до сих пор проходят переговоры между представителями Южной и Северной Кореи. Здесь же находится одна из главных туристических достопримечательностей зоны - Дом свободы, откуда можно в бинокль посмотреть на северокорейскую сторону.
Нас сразу предупредили, что вести себя надо очень сдержанно и тихо, не размахивать руками и не дай Бог сделать какой-нибудь неприличный жест в сторону северных соседей. В общем, любое несанкционированное движение может быть расценено как угроза безопасности КНДР.
Тем не менее нам удалось побывать в строении Т2, в котором проходят переговоры. Из мебели - столы и стулья, которые даже трогать нельзя. И караул, который своей неподвижностью напоминает стойких оловянных солдатиков.
Самой большой популярностью у туристов пользуется смотровая площадка, с которой в мощные бинокли можно разглядеть город Кенченгри, расположенный на территории Северной Кореи. Как рассказывают экскурсоводы, он был построен специально для демонстрации благополучия страны, где до сих пор правят коммунистические порядки, эдакий образцово-показательный объект.
Так это или нет, нам достоверно не известно, но за полчаса, которые мы там провели, лично я не заметила ни одного человека или животного. Да и дым из труб не был виден.
Еще одна достопримечательность ДМЗ - Мост Невозврата (Bridge of Not Returne). На первый взгляд это никем не охраняемая дорога, соединяющая две страны. Но если мост перейти, то вы не сможете вернуться назад.
Школа по-корейски
Пользуясь случаем, я заглянула и в школу Bibong, в которой учатся казахстанские дети. Оказывается, на сегодняшний день в ней обучаются уже пять наших юных соотечественников - две девочки и три мальчика. В откровенном разговоре они признались, что учеба в Bibong идет им на пользу. И язык изучают, и предметы новые проходят, а самое главное, взрослеют гораздо быстрее, чем их сверстники, живущие дома.
Мне стало интересно, что думают о них преподаватели, ведь и для них такой опыт внове. И получила интересную оценку учебным способностям казахстанцев. Они мало чем отличаются от корейских детей в быту, в повседневной жизни, но в учебе есть существенное различие - наши просто учатся в школе, а их - учатся, чтобы поступить в лучшие университеты и получить престижную профессию. Несколько неожиданно, признаюсь. Но и поучительно, и задуматься заставляет.
Как я уже говорила, эти семь дней вместили в себя очень много, обо всем и не расскажешь. Но самое главное, что все, кто участвовал в этой действительно познавательной поездке, стали друзьями. Прощальные объятия в лобби гостиницы говорили лучше всяких слов, что, хоть мы и живем в разных странах и на разных континентах, встреча на исторической родине в душе каждого оставила глубокий след. И мы еще вернемся сюда, в Страну утренней свежести, чтобы еще раз сказать друг другу “Привет!”.
Фото автора
Традиционная корейская деревня Намсанголь
Жилище создавалось исключительно из натуральных природных материалов: древесины, камня, соломы и земли для стен и пола, глины для черепицы и рисовой бумаги ханчжи для окон и дверей. Формы и линии ханок (корейский дом, построенный по традиционным методам) создавали таким способом, чтобы они гармонично сочетались с окружающей природой.
Между прочим, не так давно вошедшие в моду теплые полы на самом деле не такая уж и новая идея. Издавна корейцы использовали ондоль (система обогрева). Оказывается, дым и теплый воздух от низко расположенной печи проходили по дымоходам, проложенным под полом, тем самым прогревая пол и удерживая тепло в течение долгого времени. |